Великий кормчий китайского народа
После смерти Сталина в 1953 г. лидер крупнейшей в мире по численности населения страны Мао Цзэдун стал выступать с критикой «ревизионистского» курса Н. С. Хрущева. Отношения постепенно обострялись. Из Китая были отозваны советские специалисты. Из СССР уехали все обучавшиеся там китайцы. Дело дошло до разрыва отношений между КПСС и КПК. В 1969 г. произошли серьезные вооруженные столкновения на советско-китайской границе.
Мао Цзэдун родился в 1893 г. в семье мелкого землевладельца. Имя Цзэдун означает «облагодетельствующий Восток». Отец был конфуцианцем, а Мао вслед за матерью непродолжительное время был буддистом. Школу Мао не закончил, но много читал. Отец женил молодого человека, но тот от супруги сбежал. Через некоторое время отец нашел средства, и Мао продолжил обучение в Дуньшанской начальной школе высшей ступени. Больше всего он интересовался историей, деятельностью великих людей, философией Запада. Мао сменил несколько учебных заведений. Зарабатывать на жизнь он не хотел.
В 1917 г. он оказался в Пекине, где познакомился с марксизмом (у одного из первых китайских марксистов, профессора Ли Дачжао, повешенного чанкайшистами в 1927 г.) и анархизмом. На учебу за границу он так и не собрался, так как не владел иностранными языками.
К осени 1920 г. Мао утвердился в приверженности коммунистическому мировоззрению и пришел к выводу, что лишь революция российского образца способна коренным образом изменить ситуацию в стране. В середине ноября 1920 г. он приступил к созданию подпольных ячеек в Чанша: сначала им была создана ячейка социалистического союза молодежи, а немного позже, по совету Чэнь Дусю, основателя и первого генерального секретаря Коммунистической партии Китая, и коммунистический кружок по типу уже существовавшего в Шанхае.
В июле 1921 г. Мао принял участие в учредительном съезде коммунистической партии Китая, а затем стал секретарем хунаньского отделения КПК. Хунань — провинция, в которой родился Мао Цзэдун. Он женился и стал отцом троих сыновей.
1920-е гг. — сложное время в истории Китая. Союз КПК с Гоминьданом, созданный под давлением руководства коммунистического Интернационала, себя не оправдал. В 1927 г. Мао возглавил крестьянское восстание и в 1928 г. создал советскую республику в провинции Цзянси.
На подконтрольной ему территории были проведены конфискация и перераспределение земли, провозглашено равноправие женщин. В 1930–1931 гг. Мао провел первую чистку своего окружения. Осенью 1931 г. территория десяти районов Центрального Китая, находившаяся под контролем китайской Красной армии, была провозглашена Китайской Советской Республикой. Временное центральное советское правительство (Совет народных комиссаров) возглавил Мао Цзэдун.
В 1934 г. вооруженные силы главы Китайской республики и противника коммунизма Чан Кайши (1887–1975) начинают теснить отряды под руководством коммунистов, среди которых происходит постоянная борьба. В результате тяжелого Великого похода отряды коммунистов перебрались в район Яньаня. В условиях начавшейся войны с Японией Мао Цзэдун не столько занимается организацией боевых действий, которые могли бы помочь и Советскому Союзу, сколько концентрирует партийную власть в своих руках. В 1945 г. он становится председателем ЦК КПК. Формируется система его взглядов, которая получила название маоизма, или китаизированного марксизма. Главным в этом варианте марксизма становится опора на крестьянство, которое составляло большинство населения Китая.
После окончания Второй мировой войны генералиссимус Чан Кайши постепенно терял свою популярность у китайцев. Ему помогали американцы. А Мао Цзэдуну помогал СССР, передавший Народно-освободительной армии Китая большое количество вооружений. Чан Кайши пришлось бежать на остров Тайвань, где возникла Китайская республика[199]. «Винтовка рождает власть», — говорил Мао. 1 октября 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики и стал председателем Государственного совета[200].
Под влиянием и при большой материальной помощи со стороны Советского Союза в КНР стали проводиться серьезные социальные преобразования: конфискация помещичьих земель и их перераспределение, ускоренное развитие промышленности. Китай принял участие в Корейской войне 1950–1953 гг., где погибло около 1 миллиона китайских добровольцев, включая одного из сыновей Мао.
После смерти Сталина и начавшейся в СССР десталинизации в руководстве КНР происходила борьба по поводу корректировки избранного курса и стиля руководства. Но демаоизации Мао Цзэдун не допустил, прекратив объявленную было кампанию «Пусть расцветает сто цветов», которая предполагала допущение более или менее широкой дискуссии по жизненно важным проблемам.
Мао Цзэдун считал китайцев очень инертными людьми, которых трудно «раскачать». Последние два десятилетия своего правления Мао инициировал одну за другой крупные кампании, в рамках которых китайцы, если бы были русскими, наверное, могли бы сказать: «С ним не соскучишься».
С 1958 г. началось осуществление политики «Трех красных знамен», которая должна была обеспечить «Большой скачок вперед» всему Китаю. Сельское население было согнано в сельскохозяйственные коммуны с высоким уровнем обобществления не только средств производства, но и различных сторон жизни. Почему-то Мао решил, что в коммунах же в примитивных металлургических печах можно выплавлять и сталь. Крестьяне, как это уже было в СССР и некоторых социалистических странах, лишились мотивации, производство продовольствия резко сократилось, от голода умерли десятки миллионов людей. Растратой огромных ресурсов обернулась и попытка организации «малой металлургии». Идея «Большого скачка» — «Десять лет напряженного труда и десять тысяч лет процветания» — полностью провалилась. Китайский вариант форсированного строительства социализма загнал страну в тупик.
Собственных ошибок Мао никогда не признавал. Грандиозным маневром, отвлекающим народ от внутренних проблем, стало обострение отношений с СССР.
В Китае с 1966 г. начинается «культурная революция», главным смыслом которой стало искоренение действительных и мнимых противников маоизма. Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены — для того чтобы учащимся ничто не препятствовало проводить «культурную революцию».
Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их «ревизионистские действия». Фактически под ударом оказались все, кто позволял себе самостоятельность в суждениях, критические замечания о внутренней и внешней политике страны. По неполным данным Министерства государственной безопасности, с 23 августа по конец сентября 1966 г. хунвейбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33 695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85 тысяч человек. Из 97 членов и 73 кандидатов в члены ЦК КПК 8-го созыва, соответственно, 60 и 37 были объявлены «спецагентами и предателями». 60 из 115 членов Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП 3-го созыва) были оклеветаны как «предатели» и «ревизионисты». Было репрессировано более 30 секретарей горкомов КПК, мэров и их заместителей, многие из них погибли. Более 2600 работников литературы и искусства стали жертвами репрессий. Только в 17 провинциях и городах было ошельмовано более 142 тысяч кадровых работников, занятых в сфере образования, и преподавателей. Подверглись репрессиям более 53 тысяч человек, работавших в области науки и техники. По официальным китайским данным, число пострадавших в ходе «культурной революции» 1966–1970 гг. составило около 100 миллионов человек[201]. В рамках «культурной революции» были уничтожены миллионы книг, тысячи монастырей, храмов, библиотек.
Но появление цзаофаней («бунтарей») и борьба этих группировок с хунвейбинами заставили Мао «топнуть ножкой». Сверхреволюционная молодежь отправилась в провинцию, так как армия все время поддерживала своего вождя. В свое время считалось, что в ходе «культурной революции» погибло до 20 миллионов человек.
В Китае насаждался культ личности Мао Цзэдуна. Огромными тиражами издавались сборники его высказываний — «цитатники»[202]. Несмотря на солидный возраст и прогрессирующую болезнь Паркинсона, Мао до самой смерти сохранял рычаги управления в своих руках, искусно стравливая левых, составивших «банду четырех», и умеренных руководителей, которые считали, что надо восстанавливать экономику и нормальную жизнь страны. 9 сентября 1976 г. Мао Цзэдун умер после двух тяжелых инфарктов.
После смерти Мао Цзэдуна его забальзамированное тело было помещено в специально построенный мавзолей на площади Тяньаньмэнь. Китайское руководство отказалось от разоблачения культа личности, но постепенно существенно скорректировало внутреннюю и внешнюю политику государства.
В 1978 г. под влиянием Дэн Сяопина, продолжившего традицию Конфуция, руководство коммунистической партии Китая начало одну из величайших экономических революций современности.
Мао остался человеком-легендой[203]. Появилась информация о том, что хорошее физическое самочувствие председатель КНР поддерживал, каждый день укладываясь в постель с новой девственницей. Оказывается, он никогда не чистил зубы и никогда не пользовался цивильным унитазом, предпочитая справлять нужду прямо «под кустиком». Некоторые специалисты по здоровому образу жизни считают, что метода «ходить до ветру» китайского лидера — самая полезная для здоровья. Во всяком случае он прожил 83 года и в компании забальзамированных вождей у Мао Цзэдуна самые большие шансы дождаться новых времен.