Цянь у истоков китайской историографии
В современной исторической науке ведущее место занимают проблемы европейской истории. Мировая история изучается и преподается через призму интересов европейцев… или американцев. Между тем в восточных обществах изучению истории и сохранению исторического наследия всегда придавалось не меньшее значение, чем в европейских странах.
Наиболее известный старейший китайский историк Сыма Цянь (145/135–90 гг. до н. э.) был сыном историографа Сыма Тяна, то есть унаследовал свое занятие от отца.
Сыма Цянь известен как создатель «Ши-цзи». Это грандиозный труд, описывающий историю Китая от мифических основателей китайской цивилизации до правления династии Хань.
Отец знаменитого китайского историка заведовал императорской библиотекой и наблюдал за календарем. Под влиянием отца Сыма Цянь уже к десяти годам изучил многие древние сочинения. А в двадцать лет отправился, как бы сейчас сказали, в поля. Он объехал территорию современных провинций Шаньдун, Юньнань, Хэбэй, Цзянсу, Цзянси и Хунань. Сыма Цянь занимался тем же, чем и Геродот: записывал местные исторические свидетельства, предания и легенды. По возвращении он начал службу при дворе. После смерти отца Сыма Цянь работал над завершением исторических исследований отца, участвовал в подготовке реформы календаря, был советником при императоре.
Примерно в 99 г. до н. э. Сыма Цянь попал в весьма неприятную историю. Два полководца были обвинены в провале кампании против хунну. Историк почему-то вздумал вступиться за обреченных и был приговорен к смертной казни. В качестве альтернативного варианта ему был предложено откупиться или подвергнуться кастрации. За неимением денег историку пришлось лишиться самого дорогого. Это обстоятельство позволило ему полностью сосредоточиться на научной работе.
Сыма Цянь был не просто летописцем. Он не только являлся придворным историком, представляющим официальную историю династии Хань, но и выступил как концептуалист, попытавшийся понять смысл исторического развития, факторы становления и падения династий, фундаментальные основы бытия Поднебесной империи. Материал излагался в соответствии как с хронологическим принципом, так и с проблемно-тематическим методом повествования, что позволяло рассказать о музыке, церемониях, календаре, верованиях, экономике.