Беназир Бхутто — первая женщина премьер-министр в мусульманской стране
«Мой отец — верующий мусульманин. Когда мать надела на меня чадру в двенадцать лет, он сказал ей: „Пусть она вырастет и сама решит для себя, открывать ей лицо или нет, — ислам дает женщине право распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению“. Больше я не носила чадру», — так рассказывала о своем важном выборе Беназир Бхутто, которая в Исламской Республике Пакистан в 1988–1990 и в 1993–1996 гг. занимала пост главы правительства.
В мусульманских странах по-разному объясняют дикую с точки зрения европейцев традицию прятать от посторонних глаз лица и фигуры мусульманских женщин. Говорят о том, что чадру носят те, кто не хочет показывать свою красоту и рисковать безопасностью. Что ношение чадры — это, безусловно, личный выбор молодых женщин, которые выросли в религиозных семьях и стараются следовать сложившимся традициям.
Беназир Бхутто была моложе автора данной книги. Она родилась в 1953 г. в городе Карачи в семье пакистанца и иранки курдского происхождения. Ее предками были князья, возглавлявшие индийскую провинцию Синд. Дед Беназир, Шах Наваз Бхутто, и отец, Зульфикар Али Бхутто, возглавляли правительство Пакистана.
Образование Беназир вряд ли можно назвать типичным для мусульманской девушки. Она училась в нескольких католических школах, в колледже при Гарвардском университете, а затем и в самом Гарвардском университете США, который окончила в 1973 г. Беназир получила диплом бакалавра государственного управления, стала сторонницей демократии. Затем до 1976 г. изучала политологию, философию и экономику в колледже Леди Маргарет Холл в Оксфордском университете в Великобритании. Ее отец в то же самое время занимал посты президента и премьера Пакистана. В 1987 г. Беназир вышла замуж, родила троих детей, но сохранила свою фамилию.
В июне 1977 г. Беназир вернулась в Пакистан и стала помогать отцу, а уже в сентябре, после военного переворота начальника генерального штаба Пакистана Мухаммеда Зии-уль-Хака, вместе с отцом оказалась в тюрьме. Через два года отец Беназир был казнен.
Беназир Бхутто удалось покинуть страну, и она руководила Народной партией Пакистана (ПНП) из-за границы. В руководстве партии ей пришлось бороться с собственными братьями. На свободных парламентских выборах осенью 1988 г. ПНП победила. Беназир Бхутто впервые в истории мусульманских стран возглавила правительство. Ее муж Асиф Али Зардари стал министром финансов. Его деятельность вызвала острую критику. «Господин десять процентов» брал именно такой откат с инвесторов. (К слову сказать, у М. М. Касьянова в свое время было прозвище «Миша два процента».) Большой популярности правительство Беназир Бхутто не имело и через два года было отправлено в отставку.
«Ей приходится довольствоваться ролью лидера оппозиции в нижней палате парламента. Но и это звание власть предержащие хотели бы у нее отнять. Однако ничто не заставит дочь Зульфикара Али Бхутто отказаться от продолжения борьбы, разве что пуля или нож убийцы. И если исключить самый трагичный поворот событий, то можно не сомневаться: эта неукротимая женщина будет по-прежнему оказывать влияние на судьбы Пакистана. Недостатка в приверженцах у нее нет», — писал симпатизировавший Беназир советский автор[228], который, как мы увидим, оказался прав.
В 1993 г. Бхутто снова пришла к власти. В этот заход были национализированы нефтяные месторождения, значительные средства были направлены на осуществление социальных проектов. Неграмотность сократилась на треть. Здравоохранение и образование стали бесплатными. Удалось победить полиомиелит. В бедных селах появились электричество и питьевая вода. По темпам экономического развития Пакистан стал превосходить Индию. Беназир Бхутто этими реформами сделала себе имя, приобрела значительный авторитет внутри и вне страны.
При ней продолжались ядерные исследования, велась борьба с наркоторговлей в Афганистане, были отпущены на родину советские солдаты, находившиеся в плену со времен войны в Афганистане.
Но коррупция сохранялась, политические скандалы еще больше портили репутацию. В 1996 г. правительству пришлось уйти в отставку. В 1997 г. партия Беназир Бхутто потерпела тяжелое поражение на выборах (всего 17 мест из 217). Власть в стране оказалась в руках военных во главе с генералом Мушараффом. Ей пришлось эмигрировать в Дубай, а муж пять лет отсидел в тюрьме[229].
В начале 2007 г. генерал Первез Мушарафф встретился с Беназир Бхутто. Обвинения в коррупции с нее были сняты. Ее авторитет предполагалось использовать для нейтрализации влияния религиозных фундаменталистов и исламистских военизированных группировок. В день ее возвращения на родину произошло покушение. Двумя взрывами было убито 130 и ранено 500 человек. «Аль-Каида» и «Талибан» приступили к выполнению своих угроз в отношении Бхутто. Сама Беназир уцелела.
Страна готовилась к выборам, намеченным на начало 2008 г. Считалось, что Беназир Бхутто поддерживают США. По закону она не могла занимать пост премьера в третий раз, но надеялась на отмену ограничений. Противостояние с президентом Первезом Мушараффом сопровождалось домашними арестами Беназир Бхутто. Она призвала президента уйти в отставку. 27 декабря 2007 г. террорист-смертник прострелил Бхутто шею и грудь, взорвал бомбу. Беназир умерла, не приходя в сознание. Бронежилета на ней почему-то не было. Вину свалили на террористов. Весь официальный политический мир выразил соболезнование.