Религиозные деятели
Кому служили дельфийские жрецы?
Комплекс сооружений в Дельфах и сегодня производит сильное впечатление. Даже по современным дорогам добраться сюда не так-то просто, а место настолько красивое, что приходится согласиться с тем, что его выбирали боги.
Афинский пантеон (собрание богов) имеет антропоморфный характер. Древние греки придумали Зевса и всю остальную замечательную компанию по своему образу и подобию, наделили богов теми качествами и достоинствами, которыми сами хотели бы обладать в наивысшем их проявлении. Главное же заключалось в том, что боги были бессмертны. Они могли помогать или вредить каждому новому поколению греков. Могли боги дать дельный совет, проконсультировать, подсказать, где соломки подстелить.
Дельфы и стали главным «консультационным пунктом» Древней Греции. Ни одно святилище в Греции не пользовалось таким авторитетом и не оказывало такого влияния на жизнь древних греков в различные исторические периоды, как знаменитый оракул в Дельфах. Латинское слово «оракул» происходит от латинского oro — «говорю, прошу». Это же латинское слово лежит и в основе понятий «оратор», «оратория». Оракул в античной Греции — это форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец. Его-то и называли оракулом. Считается, что традиция обращения к прорицателям в Грецию пришла с Востока, где не было недостатка в магах, колдунах и прочих «консультантах», мнением которых хотели заручиться простые люди.
Считается, что только в Дельфах в роли оракула выступала женщина — пифия. В других местах этим занимались мужчины. К Дельфийскому оракулу обращались по важным государственным вопросам — ведение войн, основание колоний, установление законов или религиозных праздников, постройка храмов. Соответственно, святилищу подносились богатые дары. Строились сокровищницы, представлявшие собой маленькие храмы, воздвигнутые на террасах. Таким образом отмечались «правильные» предсказания оракула, так его благодарили за помощь.
У главного жертвенника стояла медная статуя волка с надписью о том, что спартанцы первыми имеют право вопрошать оракула. Афиняне в память о Марафонской битве подарили оракулу великолепные статуи Аполлона и Артемиды, созданные прославленным Фидием. Бронзовая статуя возничего, один из наиболее знаменитых экспонатов Дельфийского музея, была подарена сицилийцем, победившим в состязании на колесницах.
Техника прорицания была хорошо отработана. Из трещины в породе исходили ядовитые пары, точный химический состав которых не известен. Эти пары вдыхала жрица пифия, которая впадала в священный экстаз и начинала говорить. Жрецы записывали ее слова, облекая в такую форму, что истолковать их можно было по-разному. Дельфийские жрецы были хорошими аналитиками и перерабатывали большой объем информации, собранной в том числе агентурным путем. Так, одному земледельцу, интересовавшемуся видами на урожай, обещали дать ответ через пятнадцать дней. За это время жрецы узнали, что все посевы вопрошавшего погибли от засухи, и дали уверенный отрицательный прогноз. По многим частным вопросам «консультации» давались именно таким способом.
Жрецом в Древней Греции мог быть любой гражданин. Ими становились по выбору, по назначению чиновников или за деньги. Место было доходным, так как жрецы получали шкуры, рога, значительную часть мяса жертвенных животных, а также плоды, хлеб, мед, драгоценные ароматические масла. Не пропадать же добру!
В Дельфах имелись жрецы, которые ведали делами храма и судили преступников за святотатство. Были жрецы, записывавшие предсказания пифии или пифий (до трех в штате). Наличествовал жреческий персонал, который заведовал жертвоприношениями, омовениями, гаданиями и т. д. Жрецы поддерживали веру в «знамения богов», пророчества, приметы, поощряли всяческие суеверия.
«В праздник он целый день ходит с лавровым листом во рту, предварительно окропив себя водой из священного источника и омыв руки. Если дорогу ему перебежит хорек — он с места не сдвинется до тех пор, пока не выскочит другой хорек или пока он сам не бросит через дорогу камень. Если он увидит где-нибудь на дороге священную змею, тут же воздвигнет ей жертвенник. Если он проходит мимо стоящих на перекрестках улиц статуй богов, то непременно перед каждой преклонит колена и совершит возлияние из сосуда с ароматическим маслом, который повсюду носит с собой. Мышь прогрызет у него мешок с мукой — он отправится к толкователю узнать, что это значит и как ему поступить. А вернувшись к себе, принесет богам умилостивительную жертву. Все время ему кажется, что его сглазили — он часто делает очищения и омовения. Если приснился суеверному сон, он побывает везде — и у снотолкователя, и у гадателя — и ко всем пристанет с вопросом, какому богу или богине надо молиться. Если встретит на перекрестке человека с чесночным…»
Следует отметить, что в Дельфах проходили знаменитые Пифийские игры, которые были, по преданию, установлены самим Аполлоном. Эти соревнования были не менее популярны, чем Олимпийские игры. Они проводились один раз в три года в августе-сентябре. Главное место отводилось состязанию музыкантов в честь покровителя музыки Аполлона. Основным считался конкурс певцов — кифаредов. Затем демонстрировали свое искусство флейтисты, а также певцы под аккомпанемент флейты. После музыкальных состязаний происходили состязания гимнастические. Венцом состязаний были конные скачки. Победители награждались призами и венками.
Жрецы Дельфийского оракула располагали огромными средствами. Они одалживали крупные суммы городам, которые по предсказаниям Дельфийского оракула осуществляли крупные проекты. Но не будем утверждать, что жрецы служили только себе. Не будем утверждать, что наиболее умные древние греки собственным умом не могли заработать приличный капитал на всю оставшуюся жизнь. Очевидно, что Дельфы представляли собой общегреческий культурный и духовный центр, который наряду с другими подобными культурно-развлекательными центрами общегреческого уровня играл важную роль в развитии и процветании древнегреческой культуры. Дельфийские жрецы служили своему народу, своей стране, не забывая и о себе.