Спартак против Рима
Стоит ли рассказывать о Спартаке, если это имя носят многие мужчины, в его честь называют спортивные клубы в России, Арам Хачатурян создал о нем замечательный балет, а американцы сняли несколько киноверсий, в самой популярной из которых роль Спартака играет Кирк Дуглас, папа не менее знаменитого Майкла Дугласа? Есть еще роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». Несмотря на все это Спартак стоит того, чтобы о нем рассказать.
Он родился около 110 г. до н. э., возможно, во Фракии и, опять-таки предположительно, был воином, попавшим в плен. Спартак попал в школу гладиаторов, принадлежавшую Лентулу Батиату. Безусловно, он обладал определенными физическими характеристиками и годился для подготовки к кровавому зрелищу для пресыщенных римлян[49].
С 74 по 71 г. до н. э. Спартак, возглавивший восстание гладиаторов, руководил армией, численность которой оценивается от 10 до 90 тысяч человек. Его помощниками стали гладиаторы из Галлии Крикс и Эномай. Крикс фигурирует в знаменитом американском блокбастере.
Спартак продемонстрировал недюжинные способности полководца и организатора. Так, отряд восставших первого состава смог спуститься с горы Везувий (на виноградных лозах или через кратер вулкана) и ударом в тыл разгромить пару римских легионов. Еще около десятка римских легионов были разбиты в ряде сражений.
Спартаку даже удалось прорвать «линию Красса», которую знаменитый военачальник отстроил, чтобы блокировать армию Спартака на юге на завершающем этапе этой войны. Можно представить, что управлять столь разношерстной публикой, какой являлись рабы, было очень непростой задачей.
Считается, что восстание Спартака стало возможным благодаря тому, что Рим воевал в Испании и Малой Азии. Лучшие войска сражались именно там. Спартаку противостояли легионы, наспех набранные и плохо обученные. Но и римлянам повезло: Спартак сначала двигался на север, затем попытался вернуться назад, потеряв при этом часть своих бойцов. Вот если бы всеми силами рабы навалились на Рим и получили поддержку всех рабов в сердце Римского государства! Но история не знает сослагательного наклонения. У Спартака были какие-то взгляды, но его стратегия выглядит слишком спонтанной и непоследовательной.
Спартака обманули пираты, которые обещали перевезти его войско на Сицилию, от которой совсем недалеко и до Африки. Красс умело преследовал Спартака и разгромил его у реки Силари, где погиб и сам предводитель восставших. Красс обнаружил живыми 3000 пленных легионеров, но это обстоятельство не помешало ему распять 6 тысяч плененных рабов вдоль Аппиевой дороги. Никто не знает, сколько лет провисели останки бойцов Спартака на этих страшных крестах. Разгром восстания завершил Помпей, который настиг и разбил отряд, состоявший примерно из 5 тысяч рабов[50].
В марксистской теории общественного развития Спартак являлся одной из ключевых фигур. Марксисты считали, что в рамках рабовладельческой формации одним из главных было противоречие между рабами и рабовладельцами. Восстание Спартака подавалось как крупнейшее событие, иллюстрирующее тезис о классовой борьбе как движущей силе исторического прогресса. Но на протяжении двух-трех тысяч лет, которые можно отвести под рабовладельческую формацию, восстания рабов были скорее исключением, чем правилом в общественной жизни античного общества, как и на Древнем Востоке.
Спартак был очень специфическим рабом — гладиатором, выступавшим на арене для развлечения публики. Гладиаторы погибали тысячами, иногда в течение весьма непродолжительных римских празднеств. У большинства из них была очень короткая жизнь. Лишь немногие становились свободными, убив всех своих противников. Как мы видим, перед Спартаком вырисовывалась не слишком привлекательная перспектива. Ему нечего было терять.
Все последующие предводители восстаний на него очень похожи. Они брались за очень трудное, изначально проигрышное дело. Но, как говорил Емельян Пугачев в гениальной повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». И Спартак сделал свой выбор.