Эпохальный выбор Александра Невского
В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Александру Ярославичу Невскому (1220–1263) пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монголо-татарских завоевателей, или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что «даст Бог — Орда переменится».
Бодаться с Ордой умный князь не стал. Он понимал, что силенок пока не хватает. Но под папу римского русский православный человек тоже не лег. Посланцы папы в беседе с Александром ссылались на то, что его отец Ярослав дал слово монаху Карпини принять латинскую веру, и доказывали, что сын должен последовать примеру отца. Александр всесторонне проанализировал ситуацию и написал папе ответ. В нем излагалась вся история Церкви и догматы семи Вселенских соборов, которые Русская православная церковь признавала. В заключение послания говорилось: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Послы уехали ни с чем, но Русская православная церковь высоко оценила этот поистине эпохальный выбор великого князя.
Александр Ярославич должен был располагать информацией о том, как действовали крестоносцы в Прибалтике и Восточной Пруссии. От пруссов осталось одно название — они были либо перебиты, либо приняты в лоно католической церкви.
В действительности глава католиков работал на два фронта: одновременно он вел переговоры в Орде о принятии кочевниками католичества. Если бы монголотатары приняли католичество, то папа римский мог бы убить и «второго зайца».
Договор с сюзереном русских земель позволил бы папству распространить свои права на верховное управление русской церковью. Через двести с лишним лет после переговоров папских легатов с Александром Невским папа в 1439 г. обещанием помощи против турок склонил Византию к унии (союзу) на условиях, выгодных для католиков. В 1453 г. турки штурмом взяли Константинополь. Помощи от папы византийцы так и не дождались. Раздосадованные иерархи Греческой православной церкви впоследствии говорили: «Лучше турки, чем папа».
Победы Александра Невского над шведами 15 июля 1240 г. и немцами 5 апреля 1242 г. приостановили католическую экспансию на восток. Монголо-татары, успешно дошедшие до Центральной Европы, решили вернуться обратно и создали государство Золотая Орда с центром в низовьях Волги (1243). Европейцы получили передышку и могли продолжать выяснение отношений между собой. Феодальная раздробленность в Западной Европе не приобрела фатального характера для судеб европейских народов и государств. Александр Невский, сам того, возможно, не желая, своим выбором предопределил и судьбу Европы.
По мнению российских специалистов, Александр Невский дал европейским правителям очень важный урок. Он считал, что любая война обязана завершаться подписанием письменного договора, который должен строго соблюдаться. В то же время он придавал большое значение подведению итогов военного столкновения, подписанию мирных соглашений, которых строго придерживался. «Бог повелел каждому народу жить в своей стране и не вступать в чужие пределы», — говорил князь. Сам Александр Ярославич Невский не потерпел ни одного поражения.
А знают ли в Европе о том, что их спас Александр Невский? В Швеции, например, на символической могиле Ярла Биргера в Стокгольме уверяют, что Александр Невский не мог нанести удар шведу копьем в битве на реке Неве, так как Ярл Биргер в походах на Русь не участвовал и занимался основанием города Стокгольм. А ведущая роль СССР в победе над общим врагом во Второй мировой войне отрицается на том основании, что… такой страны нет вообще!