Экономический кризис 1974–1975 гг. и его влияние на развитие западной цивилизации
В ряду послевоенных экономических потрясений особое место принадлежит кризису 1974—75 гг. Он охватил практически все развитые стран Запада и Японию.
Кризис привел к стагнации традиционных отраслей хозяйства данных стран, к нарушениям в кредитно-финансовой сфере, к резкому падению темпов роста.
Применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства, включавших рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредита только усиливало инфляцию. Применение обратных мер (сокращение государственных расходов, ужесточение налоговой и кредитной политики) вело к углублению спада и росту безработицы. Своеобразие ситуации состояло в том, что ни та ни другая система антикризисных мер не вели к преодолению экономического потрясения.
Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Критика кейнсианства в середине 1970-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политическом уровне стали Маргарет Тэтчер, возглавившая британское правительство в 1979 г., и Рональд Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.
В области экономической политики неоконсерваторов вдохновляли идеологи свободного рынка (М. Фридмен) и сторонники «теории предложения» (А. Лэффер). Важнейшим отличием новых политэкономических рецептов от кейнсианства явилась иная направленность государственных расходов. Ставка была сделана на уменьшение государственных расходов на социальную политику. Проводилось также снижение налогов с целью активизировать приток инвестиций в производство. Если неокейсианство исходило из стимулирования спроса как предпосылки роста производства, то неоконсерваторы, напротив, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. Отсюда их формула: не спрос определяет предложение, а предложение определяет спрос.
В области кредитно-денежной политики неоконсервативный курс опирался на монетаристские рецепты жесткой политики контроля над денежным обращением с целью ограничения прежде всего инфляции.
Сторонники неоконсерватизма по-иному определяли и соотношение государственного регулирования и рыночного механизма. Приоритетное значение они придавали конкуренции, рынку, а также частномонополистическим методам регулирования. «Государство для рынка» – таков был важнейший принцип нового консерватизма.
Согласно рекомендациям идеологов неоконсерватизма в государствах Западной Европы и США, Канады проводились однотипные мероприятия: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования, свертывание ряда программ социальной политики, проведение денационализации или приватизации государственной собственности.
Экономические неурядицы 1970-х гг. проходили на фоне набиравшей все больший размах НТР. Основным содержанием новой фазы ее развития стало массовое внедрение компьютеров в сферы производства и управления. Это дало толчок к началу процесса структурной перестройки экономики и постепенному переходу западной цивилизации в новую фазу, которую стали называть постиндустриальным, или информационным, обществом. Внедрение новейших технологий способствовало значительному скачку в повышении производительности труда. И это стало приносить отдачу и привело к выходу из кризиса и очередному экономическому подъему.
Правда, основные издержки структурной перестройки экономики легли на основную часть населения западных стран, но это не привело к социальным катаклизмам. Правящим элитам удалось сохранить контроль над ситуацией и придать новый импульс экономическим процессам. Постепенно «консервативная волна» пошла на спад. Но это не означало смену вех в развитии западной цивилизации.