Как проходил образовательный и научные процессы в Средневековых университетах?
Средневековые города были не только экономическими, но и культурными центрами.
С ХII в. наряду с элементарной и профессиональной школой в городах получает распространение новое образование – среднее и высшее. К этой школе, непосредственно связанной с городом, переходит от монастырей научная и интеллектуальная инициатива.
Городские школы привнесли в мир средневековых представлений новое– схоластический – рационалистический (т. е. логический) метод мышления, противопоставлявший ментальное оснащение ссылке на авторитет принцип ее логического обоснования. Изменялось отношение к книгам – из сокровища в монастырской культуре они превращаются в городской школе в источник познания, добываемого посредством критического анализа.
Постепенно учителя, отделяясь от церковных и монастырских властей, стали создавать свои корпорации – университеты. Сам термин «университет» означал первоначально всякое объединение людей, связанных общими интересами и имеющими правовой статус. С конца ХIV в. его стали использовать применительно к академической корпорации.
Открытие университетов имело большое значение для культурного развития европейских стран. Римские папы первоначально с опаской отнеслись к новым учебным заведениям, но затем сочли за благо взять их под свое покровительство. Хартии, полученные от пап и королей, давали университетам юридическую и административную автономию, делали их независимыми от светских и духовных местных властей.
Наиболее древними университетами являются Парижский, делавший упор на богословие, и Болонский, прославившийся преподаванием права. Формировавшиеся одновременно, они вместе с тем существенно отличались по своему внутреннему устройству, олицетворяя два основных типа университетов Средневековья. Университет в Болонье (и в Падуе) представлял собой студенческую организацию, возникшую для защиты интересов приезжавших в город студентов-правоведов. Объединения студентов – гильдии – осуществляли руководство университетской жизнью.
Но эта система не представляла собой демократической организации, так как власть находилась в руках немногочисленных должностных лиц – ректоров и канцелярии.
Парижский университет, напротив, сложился как организация преподавателей. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в университетских собраниях.
По парижскому типу строились северные университеты. Оксфорд перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возник не в епископальном городе и, соответственно, его подчинение епископальным властям было более слабым, чем во французских университетах.
Далеко не все студенты, поступившие в университет, были в силах одолеть полный курс наук. Среди студентов были и такие, кто годами кочевал по университетам разных стран и городов, чтобы услышать лекции знаменитых профессоров. Таких студентов называли вагантами – «бродячими» студентами.
Во всех университетах существовали «младшие» и «старшие» факультеты, т. е. особые отделения, на каждом из которых обучали разным наукам. Студенты слушали лекции или участвовали в диспутах. Лекция (в переводе с латинского – «чтение») начиналась с зачитывания преподавателем важных мест из сочинений древних или средневековых ученых. Затем профессор комментировал и пояснял их. Диспутом называлось обсуждение спорных вопросов.
К ХIV в. в Европе появилось 60 университетов. Это дало мощный толчок развитию науки. Ученых в Средние века называли схоластами. Многие из них были преподавателями в университетах. Они учили рассуждать и строить доказательства.
История сохранила имена видных ученых того времени. Это философ и магистр Петр Абеляр, «отец» средневековой схоластики и мистики архиепископ Ансельм Кентеберийский, ученик Абеляра Арнольд Брешианский – пропагандист идеи равенства и бедной церкви раннего Средневековья, Джон Уиклиф, профессор Оксфордского университета, доктор богословия, предтеча реформационного европейского движения. Безусловно, это только небольшая часть тех, кто воплощал интеллектуальный облик средневековой эпохи.