Политика правительства по отношению к губному аппарату
Местное население не всегда могло отозвать губного старосту, так как несло ответственность за выбор. Жалобы на губного старосту часто не приводили к его отставке. Длительная несменяемость ставила губных старост в некоторой степени в автономное положение не только от регулярно меняющихся воевод, но и от Разбойного приказа. Такие условия функционирования губного аппарата создавали благоприятную почву для сосредоточения в руках старост больших полномочий, внутренней бюрократизации данного института власти и всевозможных злоупотреблений. Это стало одной из причин повсеместно проводившейся в начале 40-х годов XVII в. перевыборной кампании, в ходе которой в ряде городов в губные избы пришли новые лица.
Политика правительства была направлена на поддержание выборного характера губного института, и его деятельность была взята под строгий контроль. В марте – феврале 1644 г. в ряде городов (Галич, Ярославль, Боровск, Соль Галицкая и др.) вновь были проведены перевыборные мероприятия. Подобная политика была характерна не только в отношении губных старост, но и всего состава губного аппарата. В губную избу входили губные целовальники, дьячки, рассыльщики, тюремные старосты, палачи, биричи. В 1632 г. правительство отправляет грамоты о перемене губных целовальников, занимающих должность продолжительный срок и о ежегодном их переизбрании. Выборы новых целовальников должны были проводиться в конце календарного года (конец августа).
На протяжении всего XVII в. правительство поддерживает стабильное функционирование губных учреждений, предпринимая соответствующие меры как общие для всех городов, так и учитывающие конкретную ситуацию на местах. Попытка упразднения указом от 27 ноября 1679 г. губного управления закончилась его восстановлением в соответствии с указом от 18 февраля 1684 г.
Функции губных учреждений
Губные старосты должны были, прежде всего, организовывать розыскной и судебный процессы. В тоже время губная изба иногда выступала и как судебная инстанция не только по разбойным делам, но и по гражданским.
Одной из важнейших сфер в местном управлении были земельные вопросы: дозор земель, «отказ и отдел» поместий и вотчин, решение поместных споров, сдача в наем пашенных и сенных покосов, межевание земель и т. д. В их решении самое активное участие принимали губные старосты. Кроме того они занимались и судебно-нотариальной деятельностью: удостоверяли кабальные акты, принимали кабальные пошлины и доставляли их в Москву. Еще одной сферой деятельности губных старост являлся сыск беглых, что обусловливалось наличием большого исполнительного аппарата. Довольно часто центральная власть поручала им и фискальные функции, обеспечивая тем самым проведение различных денежных сборов. Такая многоплановость деятельности объясняет их тесную связь не только с Разбойным, но и другими приказами (Холопьего суда, Поместным и т. д.).