Земское управление
Земские учреждения являлись основой системы сословно-представительного управления, которое на высшем уровне представляли Земские соборы. Земские выборные должностные лица могли принимать непосредственное участие в работе соборов, поскольку требования избирать «лучших, добрых и прожиточных» людей, предъявлявшиеся к выборным лицам в местные органы управления и на Земский собор, совпадали. Участие их в местном управлении подразумевало знание состояния дел в городе, мирских нужд и проблем. Земские учреждения, так же как и губные, были реальной опорой центральной власти на протяжении всего XVII в., что в условиях угасания соборной практики приобретало особую значимость.
Организация земского управления
Земские выборные органы (Земские избы) первоначально состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лучших» людей из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Для осуществления своих функций они привлекали выборных сотских и пятидесятских. Земские уставные грамоты XVI в. определяли порядок организации земских органов и их компетенцию в финансовой, судебной, полицейской сферах. Ведение мирских дел в городах было сосредоточено в Земских избах в течение всего XVII в. Они известны практически повсеместно и функционировали постоянно, а управляли ими земские (посадские) старосты, которых могло быть несколько, прежде всего в крупных городах. При Земской избе находились земские целовальники, дьячок, сторожа, мирские посыльщики, разсыльщики. Разорение страны в результате Смуты привело к сокращению группы «лучших» посадских людей, что объясняет выбор главных земских должностных лиц из «середней» группы. Правительство нередко поощряло представителей земского управления, в том числе пожалованием в Гостиную сотню, что освобождало посадских людей от несения тягла. Помощниками земских старост являлись целовальники, при выборе которых предъявлялось то же требование, что и к старосте – избирать состоятельных людей. Поскольку эта категория в городах была, как правило, немногочисленной, одни и те же лица постоянно занимали различные выборные должности. В небольших городах (Волоколамск, Романов, Лух и др.) председательствовали в Земской избе сотские, чья компетенция была подобна функциям земских старост.
В выборе земских старост принимали участие все посадские люди, которые, согласно «выбору», несли полную ответственность за избранное лицо. Срок избрания был строго фиксирован – один год (с 1 сентября). Со сменой земского старосты обновлялся и штат Земской избы. Существовала строгая подотчетность выборных лиц друг другу, которая наряду с ежегодной их сменяемостью ограничивала возможность злоупотреблений. Земские старосты вели приходо-расходные книги, в которых подробно фиксировались источники формирования и расход мирского бюджета. Основными источниками были вытные сборы в мирской расход податных денег, которые производились специальными вытными сборщиками несколько раз в год. Срок сбора назначал земский староста, исходя из имеющихся в местной казне денег. Аналогичным образом собирались доходы от откупных операций. На откуп отдавались «сусло варити и большая баня», «площадное письмо», «всякие крепостные и некрепостные дела писать» и т. д. Непоследним источником являлись займы денег у состоятельных посадских людей или крестьян. Акт такого «займа» сопровождался документальным оформлением.
Наличие разных источников пополнения денежных средств, привлечение к управлению широкого круга посадских людей, заинтересованного в решении мирских проблем, создавали стабильную базу для функционирования Земских изб. Выборные должностные лица были ответственными в финансовых вопросах перед собиравшимся регулярно мирским советом (съездом, сходом). Такие советы известны в Шуе, Коломне, Ярославле, Бежецком Верху и др. На сходах составлялись коллективные челобитные по самым различным вопросам: злоупотребления должностных лиц, требования налоговых льгот, суда на Москве по денежным и другим искам и т. д., выборы посадских людей в различные земские службы, решение хозяйственных дел. Уклонение от участия в мирском совете, выборах, уплаты податей приводили к внутренним конфликтам, решение которых возлагалось на местное общество. В последнее десятилетие XVII в. правительство требовало установления очередности выборов в связи с частыми отказами населения от участия в местном управлении.