Русская культура XVII столетия
Основные особенности развития культуры XVII столетия
XVII столетие в отечественной культуре является периодом, когда происходит переход от Средневековья к Новому времени. Начинает разрушаться средневековое мировоззрение, в котором важнейшую роль играли религиозные представления. Церковь всегда преследовала попытки внесения в искусство светского элемента, не терпела проявлений нецерковной культуры. Но в самой церкви в XVII в. произошли существенные изменения. Во-первых, явлением, подрывавшим авторитет церкви, стал раскол, связанный с публичной распрей между «староверами» и «никонианцами». Во-вторых, сила вмешательства церкви в вопросы культуры и быта, безраздельность церковного влияния в данных сферах ограничивались процессом постепенного подчинения церкви государству. Усиление государственного начала сказывалось не только в политической сфере, но и в различных других областях жизни и деятельности русского общества. Значительный урон церковному влиянию на русское общество нанесло дело патриарха Никона, ознаменовавшее крупнейшую победу светской власти над духовной.
Различные социальные категории русского общества были в разной мере подвержены восприятию культурных новшеств. Земледельческие занятия держали человека в большой зависимости от неподвластных ему сил природы. Сам натуральный тип мелкого хозяйства предопределял консервативность крестьянского мировоззрения. По иному культурные новшества воспринимались горожанами. Результаты труда ремесленника и купца в гораздо большей степени зависели от его опыта, энергии, мастерства. В силу этого новые веяния затрагивали более всего город. В XVII столетии продолжался дальнейший рост городов, шло развитие торговли, складывался всероссийский рынок. Все это способствовало увеличению численности городского населения, т. е. именно той категории, которая была наиболее восприимчива к прогрессивным явлениям культуры, сама являлась творцом и носителем многих из них.
Значительно влияли на развитие отечественной культуры и те новые знания и представления, которые накапливались в области научных знаний. Русские достигли значительных успехов в обработке металлов, литейном деле, строительстве, что давало возможность для более полного и многогранного воплощения замыслов мастеров и художников.
Расширению кругозора русских людей способствовали походы в Сибирь и другие районы разраставшейся России. Постоянно совершенствовались географические представления о территории страны и народах, проживающих в ней. В 1627 г. был составлен «Новый Чертеж» земель между Доном и Днепром, вплоть до Черного моря. Этот документ явился довольно подробным перечнем городов России. Он содержал сведения о расстояниях между ними, а также материалы этнографического характера. В течение столетия данный труд неоднократно дополнялся. Освоение Сибири сопровождалось тем, что наиболее способные и дальновидные служилые и торговые люди, составляли описания и чертежи этих новых земель. Обширные сведения о далеком крае сосредотачивались в Сибирском приказе.
XVII в. стал временем дальнейшей активизации внешней политики Русского государства. Россия не только воевала с ведущими европейскими державами за те или иные территории, но и сотрудничала с ними по экономическим и политическим вопросам. В данный период наша страна все более преодолевала национальную замкнутость и становилась государством европейским. В силу этого значительное влияние на развитие русской культуры, и особенно культуры господствующих слоев, оказали европейские веяния. Важнейшие культурные и научные новшества из Европы проникали в Россию и осмысливались здесь на национальной почве.
В целом, основными особенностями русской культуры XVII в. и периода правления первых Романовых стало обмирщение культуры и ее европеизация. Проблема европеизации, а вернее ее форм и методов с этого времени станет одной из основных и наиболее дискуссионных проблем общественного и государственного развития России. Насколько европейские нововведения сочетались с национальной самобытностью и историческим путем России – вопрос, до сих пор не получивший однозначного ответа. Не следует забывать, что влияние европейских заимствований было, как минимум, двусторонним. С одной стороны, те знания и опыт, что были накоплены Европой, и представляли общечеловеческие ценности, были объективно необходимы всякой другой нации, органично впитывались любыми народами, не противореча национальной специфике. Другая сторона принятия европейских новшеств была связана с целесообразностью перенесения на самобытную русскую почву тех культурных традиций, что имели ярко выраженную инонациональную специфику. Эти заимствования вряд ли могли в тот период сочетаться с российскими традициями, их внедрение невольно ставило перед русскими людьми вопрос: «или – или»; «свое или чужое».
Проблема европеизации (постепенной, учитывающей национальные особенности, или форсированной, связанной с перенесением в Россию не свойственных ей форм) ставила вопрос о реакции общества на эти заимствования. Одной из особенностей культуры данного периода явился факт проникновения новшеств в первую очередь в высшие слои русского общества. Низшие сословия были значительно более консервативны и преданы традициям старины. В целом данный процесс носил объективный характер и не отрицал возможности постепенного проникновения европейских новшеств во все слои общества. Проблема же по-прежнему заключалась в том, какой характер эти и последующие новшества будут носить, возникнет ли объективная необходимость их восприятия теми общественными слоями, что, в отличие от высшего общества, не столь зависят от политической и придворной конъюнктуры. Реальной угрозой введения заимствований, противоречивших национальной специфике, становилась длительная и масштабная тенденция поляризации российского общества, процесс образования двух культурных миров – «высшего света» и «остальных социальных категорий». В XVII столетии европейские заимствования не приобрели угрожающих масштабов. XVII в. стал последним периодом в отечественной истории, когда уместно говорить об эволюции, не разрушающей культурные традиции Московской Руси.