Политика правительства по отношению к ремесленному производству и торговле
В первой четверти XVIII в. правительство немало внимания уделяло состоянию и развитию мелкого ремесленного производства. Надо сказать, что политика петровского правительства заключалась во всяческой поддержке развития мелкой промышленности. В регламенте Главного магистрата (январь 1721 г.), ведавшего органами городского самоуправления, в качестве центральной становилась задача развития торговли и промышленности.
В целях улучшения работы ремесленного производства сам царь не боялся активно вмешиваться в его технологию. Так, например, было установлено, что русские кожевники производят плохую кожу, потому что изготавливают ее с применением дегтя, в результате чего кожа становится недостаточно ноской, а главное пропускает влагу. Вследствие этого последовал указ Петра I, запрещающий применение дегтя при обработке кожи и заставляющий в обязательном порядке применять сало и древесную золу.
За границей, например, не пользовались большим спросом холсты, которые ткались в крестьянском хозяйстве и закупались для изготовления парусов. Они были слишком узкими. Последовал указ Петра I, повелевающий ткать холсты более широкие, какие были распространены в Европе. Для этого было приказано в обязательном порядке сломать все ткацкие станы, имевшиеся в крестьянских избах, и сделать вместо них новые. Старые станы сломали, а новые не везде построили, к тому же новые, более широкие, не всегда могли поместиться в крестьянской избе. Примеров такого активного вмешательства правительства в технологический процесс ремесленного производства известно очень много. Петр считал это вполне нормальным подходом, поскольку, по его мнению, государство во все должно вникать, все должно брать на себя.
К наиболее крупным мероприятиям в деле развития мелкой промышленности следует отнести образование в 1722 г. ремесленных цехов в России. По закону 1722 г. все городские ремесленники в обязательном порядке объединялись в цехи со своим уставом, своими выборными старшинами. В отличие от европейских цехов Средних веков, в эти цехи было разрешено допускать крестьян, которые занимались ремесленной деятельностью для продажи произведенных изделий. Их записывали в ремесленники, если даже помещики, владельцы этих крестьян, не давали на то своего согласия. Если крестьянин «сидел» в городе на оброке и занимался ремеслом, он мог, не спросив владельца, записаться в ремесленный цех.
Таким образом, доступ в ремесленные цехи не был ограничен, в отличие от средневековых цехов западной Европы. Также, в отличие от последних, петровский закон допускал неограниченное производство товаров, т. е. способствовал конкуренции между ремесленниками. Известно, что в связи с узостью внутриевропейского рынка в Средние века в цехах первым приводилось нормирование производства для ограничения конкуренции. Ремесленные цехи при Петре в эпоху Нового времени имели своей задачей объединение ремесел в целях их развития, внутренний же рынок в России был достаточно широк и можно было не беспокоиться о конкуренции. Уже через десять – пятнадцать лет (в начале 40-х годов) ремесленные цехи были организованы в 92 городах. Достаточно сказать, что в Москве существовало 153 цеха, в которые входило около 7 тыс. ремесленников. В ремесленных цехах в Петербурге насчитывалось свыше 1500 человек – это довольно много, если учесть, что город был тогда еще небольшой, малозаселенный.
И наконец, нельзя не отметить особенности политического курса Петра в области торговли, и в первую очередь внешней. Исходя из экономического принципа меркантилизма, правительство Петра неизбежно должно было обратить особое внимание на развитие внешней торговли, тем более, что ее состояние было в конце XVII в. очень тяжелым. В первой четверти XVIII в. в ходе преобразований государство сделало для развития внешней торговли очень много. Первое и самое важное – это перенесение торговли с Европой с берегов Белого моря – из Архангельска на Балтийское море, в Петербург. Основание Петербурга, новой северной столицы не было прихотью царя, оно было жизненно необходимо для России, ибо Балтийское море наилучшим образом связывало Россию с Европой (чем прежний путь через Архангельск, по Белому морю, Ледовитому океану, огибая с севера Скандинавский полуостров).
За годы царствования Петра I Петербург, куда принудительно был перенесен центр внешней торговли, повысил свой внешнеторговый оборот в 12 раз, а рядом с ним стали расти на Балтийском море и другие торговые порты: Рига, Нарва, Выборг.
Петр I понимал, что успешное развитие внешней торговли невозможно без создания собственного торгового флота. До Петра Россия торговала с иноземцами не на иностранных рынках, а в Архангельске, куда приходили корабли голландцев, англичан. В Архангельске они покупали русские товары и везли их на своих кораблях на заграничные рынки. Практически это свидетельствовало о зависимости русской внешней торговли от иностранного купечества. Русские вынуждены были продавать свои товары в Архангельске в 5–6 раз дешевле, чем они продавались на иностранных рынках. Поэтому создание собственного флота было ключевой проблемой в решении вопроса о равных условиях и равных отношениях с иностранными купцами в области внешней торговли.
С присущей Петру кипучей энергией был создан торговый флот и тогда же началась торговля без посредников. На русских судах русские купцы отправлялись за границу со своими товарами: в Голландию, Англию и другие страны.
Для того, чтобы помочь русскому купечеству успешно осваивать иностранные рынки, учитывая существующую там конъюнктуру, правительство учредило специальный дипломатический аппарат, назначив в крупные торговые центры консулов, в задачи которых входило изучение рыночной конъюнктуры и цен.
В результате этих мер оборот внешней торговли при Петре вырос в 5 раз. Если в 1707 г. оборот внешней торговли не превышал 1 млн рублей, то уже в 1726 г. он составлял 6 млн рублей. По отношению к русской промышленности петровское руководство придерживалось покровительственной политики. В 1724 г. был опубликован новый таможенный устав, по которому устанавливался налог на ввозимые товары с очень большой дифференциацией. На товары, которые обеспечивались внутренним производством, устанавливалась пошлина в размере 75 % их стоимости, а на товары, в которых страна остро нуждалась, – 50 % или даже 25 %, в зависимости от собственного производства той или иной продукции.
Таким образом, таможенные тарифы, которые были установлены петровским правительством, ограждали от иностранной конкуренции молодую русскую промышленность, позволяли ей свободно развиваться, а вместе с тем за границу все в больших масштабах шла продукция русского сельского хозяйства и промышленности. В правление Петра I был достигнут активный торговый баланс, причем вывоз за границу превышал ввоз по стоимости на 60 %.