Реформа церковного управления
Произошли серьезные изменения и в системе церковного управления.
После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр I воспрепятствовал выборам нового патриарха, и вместо него управлять церковью стал «местоблюститель» должности патриарха – рязанский епископ Стефан Яворский. В самом начале XVIII в. все церковные имения были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы государственному учреждению – Монастырскому приказу во главе со светским лицом Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным. В 1705 г. была проведена важная реформа – так называемое «определение» церковных земель. Земли, которые были оставлены за монастырями, т. е. «определены», стали называться «определенными», а все прочие, значительно большие по количеству, стали считаться «заопределенными». Доходы от этих заопределенных земель шли в пользу государства – таким образом церковь была в значительной мере урезана в доходах.
В 1721 г. возникла Духовная коллегия, что означало упразднение патриаршества в России. С 1722 г. Духовная коллегия стала именоваться Синодом. Он был включен в систему бюрократического управления, т. е. стал своего рода государственным учреждением по делам православной церкви.
Если подвести общие итоги административных преобразований в первой четверти XVIII в., то можно выделить три периода в создании административной системы абсолютистской монархии. Первый период приходится на 1699–1710 гг., когда осуществлялись лишь некоторые перемены в государственном аппарате, связанные с усилением централизации и бюрократизации, сама же приказная система еще сохранялась, хотя одновременно возникали новые учреждения, осуществлялась первая губернская реформа и производились частные изменения в государственной системе. К 1710 г. приказная система еще сохранялась, но она уже подверглась серьезной реорганизации, особенно это проявилось в создании органов городского управления.
Второй период приходится на 1711–1717 гг. В это время возникает высшее административное учреждение – Правительствующий Сенат и готовится реформа центрального аппарата и местного управления. Наконец, третий период – 1718–1725 гг., связанный с созданием коллегиальной системы и проведением второй губернской реформы, которая позволила включить органы местного управления в губерниях и провинциях в общий бюрократический государственный аппарат.
В ходе этих преобразований Россия получила сравнительно стройную систему государственных учреждений, полностью подчиненных воле верховного монарха, не ограниченного в своей власти и компетенции. Утверждение абсолютистского режима усилило влияние России на международной арене среди держав тогдашней Европы – Франции, Пруссии, Австрии, Дании и др.