Распространение марксизма
Зародившийся в 40-е гг. XIX в. марксизм постепенно становился главенствующей формой мирового социалистического мышления и одновременно идеологией вступающего в политическую борьбу пролетариата. В идейном противоборстве с лассальянством, прудонизмом, бакунизмом и другими течениями социализма марксизм привлекал все больше сторонников. Под его мощным влиянием находились создавшиеся на рубеже 80-х гг. социалистические и социал-демократические партии Германии, Франции, Англии, Испании, Италии, Венгрии, Чехии, Бельгии, Голландии, Дании, США. В 80-е гг. началось распространение марксизма в России. Неизбежно страдавшие определенными преувеличениями и ошибками, как любая крупная научная концепция, идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в тех условиях были новым серьезным шагом в познании человеческого общества, его политической и экономической деятельности. Прекрасный знаток российской действительности Г. Успенский отмечал, что каждая строка в «Капитале» написана «с безукоризненной точностью и беспристрастием». Марксизм подкупал логичностью, ясностью объяснения прошлого, настоящего и возможных путей в будущее, огромной массой привлеченного фактического материала. Бывший видный деятель народничества Г.В. Плеханов писал, что «теория Маркса, подобно Ариадниной нити, вывела нас из лабиринта противоречий». Российских революционеров, выросших в атмосфере деспотического государства, привлекала и марксистская идея насилия как «повивальной бабки истории».
На восприятие марксизма в России, его интерпретацию здесь оказывали серьезное воздействие особенности огромной многоукладной и многонациональной страны, предыдущие общественные течения, в первую очередь народничество. Видная роль в распространении социал-демократической идеологии принадлежала первоначально членам русской секции I Интернационала. В 1868 г. ими был переведен на русский язык «Манифест Коммунистической партии» (М.А. Бакуниным), а в 1872 г. – «Капитал» К. Маркса (Г.А. Лопатиным и Н.Ф. Даниельсоном).
Основную же миссию по распространению марксизма в России в 80-е гг. взяла на себя группа «Освобождение труда», созданная под руководством Г.В. Плеханова в сентябре 1883 г. в Женеве.
Начало деятельности плехановской группы было сопряжено с определенными трудностями. За рубежом Г.В. Плеханов довольно быстро установил контакты с лидерами западноевропейской социал-демократии Ж. Гедом, К. Каутским, В. Либкнехтом, был знаком с Ф. Энгельсом, который высоко оценил его талант как теоретика социал-демократии. Но в первые годы многие социал-демократы Запада относились к группе настороженно. Это неприятие вчерашних народников усугублялось осуждением «за измену старым заветам» со стороны народнических течений в революционном движении России. К этому добавлялись скудность материальных средств, сложности с транспортировкой литературы, определенная оторванность от России. И все-таки маленькая сплоченная группа продолжала работу.
К середине 80-х гг. группа «Освобождение труда» добилась признания, сумела установить связи с российскими подпольными революционными кружками (с московским студенческим «Обществом переводчиков и издателей», с одесскими рабочими). Последние даже прислали 20 руб. для нужд группы. Установились контакты с «Партией русских социал-демократов» (группа Д. Благоева), с «Рабочим союзом» (группа М. Бруснева) в Петербурге, с полулегальными кружками и группами Москвы, Киева, Одессы, Екатеринослава, Вильно, Риги, Минска. А к концу 80-х гг. начали создаваться и заграничные кружки содействия группе «Освобождение труда».
Составной частью деятельности группы «Освобождение труда» явился перевод и издание работ К. Маркса и Ф.Энгельса. Еще до организационного оформления группы Г.В. Плехановым был сделан новый перевод «Манифеста Коммунистической партии». Работа над «Манифестом» позволила ему, по его собственному утверждению, более глубоко осмыслить историю развития западноевропейского рабочего движения, перспективы революционного движения в России и стать марксистом с 1882 г. Подготовленный к изданию «Манифест Коммунистической партии» Г.В. Плеханов сопроводил «Предисловием авторов к русскому изданию 1882 г.», в котором было сказано о революционном движении России как первостепенном факторе европейской политической жизни, изложением Устава I Интернационала, выдержками из работы К. Маркса «Гражданская война во Франции». В этот же период в переводе Л. Дейча вышла работа К. Маркса «Наемный труд и капитал». В предисловии переводчик поставил вопрос о необходимости популяризации марксистского учения среди революционной молодежи России. К работе была приложена написанная Ф. Энгельсом часть биографии К. Маркса, а также один из разделов «Капитала». Члены плехановской группы переводили на русский язык и другие работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Нищета философии», «Развитие социализма от утопии к науке», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «О социальных отношениях в России» и др. Всего менее чем за 20 лет своей деятельности (с мая 1882 г. до сентября 1900 г.) они перевели, издали и переиздали полностью или в отрывках около 30 произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.
Стремясь познакомить революционеров России с марксистской литературой, помочь им в переходе на новые теоретические позиции, плехановская группа начала выпуск брошюр для рабочих и журнала «Социал-демократ». Одновременно члены группы, прежде всего Г.В. Плеханов, вели активную литературную работу, критикуя взгляды народников и стремясь дать свое объяснение основных проблем общественной жизни страны. Наиболее значительными стали работы Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894). Здесь он стремился рассмотреть вопросы о характере предстоящей российской революции, роли пролетариата, интеллигенции, судьбе крестьянской общины и основных задачах российских революционеров, философских основах марксизма. В работе «Социализм и политическая борьба» – по существу, первом программном документе российской социал-демократии – был сделан критический разбор всех современных политических течений, от анархистов и лавристов до народовольцев, указано значение теории для освободительного движения: «Без революционной теории нет революционного движения… Революционная по своему внутреннему содержанию идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире»[24]. Здесь Г.В. Плеханов четко разграничил демократический и социалистический этапы революции. На первом этапе, по его мнению, революционерам следует бороться за демократическую конституцию и готовить создание рабочей социалистической партии. Не отказываясь от революционной пропаганды среди крестьянства, он предполагал до завоевания политической свободы направить главные усилия на работу среди промышленного пролетариата. Вместе с тем он предупреждал, что «пока рабочий класс не развился еще до решения своей великой исторической задачи, обязанность его сторонников заключается в ускорении его развития, а не в придумывании социалистических экспериментов… исход которых всегда более чем сомнителен». И хотя Плеханов в то время был убежден, что между свержением самодержавия и победой пролетариата пройдет сравнительно немного времени, важным было его освобождение от «исторического нетерпения» народовольцев и стремления «подтолкнуть» историю. В будущем это стало одним из важнейших разногласий между Г.В. Плехановым и В.И. Лениным.
Серьезный анализ экономического и социального развития пореформенной России, ее движения по пути капитализма был дан им в книге «Наши разногласия». Полемизируя с народниками, он доказывал несостоятельность их взглядов и выводов о «самобытности» России, способной миновать капитализм, и о крестьянской общине как зародыше социализма. Несмотря на то, что община оказалась гораздо более устойчивой, чем представлялось Г.В. Плеханову и другим российским марксистам, он верно определил саму тенденцию постепенного и неизбежного ее разрушения под воздействием развивающегося капитализма. Защищая идею исторической закономерности перехода к социализму и необходимости скорейшего образования социалистической рабочей партии для разрешения «всех экономических и политических противоречий современной России», Плеханов одновременно не отрицал «важной роли террористической борьбы в современном освободительном движении». Здесь была также продолжена критика народовольческой идеи соединения демократического и социалистического переворотов. Эта книга вызвала наибольшие споры среди российских революционеров.
С деятельностью Г.В. Плеханова и его группы связано и начало разработки проектов программы партии. Осенью 1883 г. была составлена Программа социал-демократической группы «Освобождение труда», в которой выдвигались задачи пропаганды марксизма, организации рабочих для политической борьбы, свержения абсолютной монархии, экономического освобождения рабочего класса путем перехода в коллективную собственность трудящихся «всех средств и продуктов производства». В практическом разделе программы было сказано о важности борьбы за демократическую конституцию, обеспечивающую политические свободы, «неприкосновенность личности и жилища», «свободу передвижения и занятий», «полную равноправность всех граждан, независимо от религии и племенного происхождения». Особая роль отводилась социалистической интеллигенции как «главе современного освободительного движения». По аграрному вопросу выдвигалось требование выкупа земли и наделения ею общин, права выхода из общины и отказа от надела.
Второй вариант – «Проект программы русских социал-демократов» (1885) – добавлял к прежним положениям требование захвата «рабочим классом политической власти», всеобщего бесплатного и обязательного образования.
Таким образом, группа «Освобождение труда» во главе с Плехановым создала мировоззренческий комплекс, названный В.И. Лениным «доктриной русского марксизма» и ставший идейной базой социал-демократического движения в России, положила начало процессу соединения теории социализма с рабочим движением.