Первые шаги по пути реформ и мировое сообщество
Масштабные перемены в одной из великих держав не могли не иметь последствий и для всего мира. Содержание перемен оказалось чрезвычайно близким и понятным народам мирового сообщества, вселяющим светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение свободы и демократии.
В различных странах мира, больших и малых, в ответ на наши реформы стали нарастать встречные процессы частных и крупных сдвигов в собственной политике на международной арене, а во многих случаях и внутри стран. Иными словами, начав преобразования, Советский Союз вызвал ими глубокие перемены во всей мировой ситуации. Эти перемены, развиваясь в том же направлении, стали мощным фактором поддержки политики реформ в нашей стране.
Произошло это следующим образом. Будучи органически связанной с внутренней, внешняя политика СССР также коренным образом изменилась. Процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека. Взгляд на мир как единое взаимосвязанное целое поставил вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства привел к деидеологизации межгосударственных отношений и т. д. Намного реалистичнее и конструктивнее стала и в целом позиция нашей страны на международной арене.
Уже 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г. XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития, исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений. Была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована. всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле.
В декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в много вариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу. Одновременно была подтверждена необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире и др. Только общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.
Новое мышление, новая внешняя политика выдвинули Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка.
В итоге рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла». Народы разных стран и их политические лидеры начали приходить к выводу, что в их собственных интересах не страшиться и не мешать нашим преобразованиям, а сочувствовать и содействовать им, расширяя торговое и иное сотрудничество, откликаясь на мирные инициативы, понимая, что от успеха реформ в СССР будет зависеть, каким вступит мир в XXI век.
Внешняя политика, основанная на новом мышлении, уже принесла позитивные результаты. Остановлена «холодная война», отступила опасность военного мирового конфликта, к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем. Все более очевидно стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западноевропейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем. В итоге стал возможен переход к более высокой степени взаимопонимания и даже взаимодействия. Сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения. Диалог, переговоры стали преобладающей формой отношений.
В свою очередь коренное оздоровление международных отношений, выход к новому периоду в мировом развитии периоду длительного мира и более полной свободы – отвечают жизненным интересам советского народа, способствуют прогрессу начатых реформ. Идет реальное сокращение Советской Армии, снятие с вооружения 10 тыс. танков, 800 боевых самолетов. Начался процесс уничтожения целого класса ядерного оружия – ракет средней и меньшей дальности. Практически завершен вывод войск из Чехословакии, Венгрии, Монголии. СССР не производит больше химическое оружие. Началось сокращение оборонного комплекса и перевод его потенциала на мирные нужды, что обещает немалые выгоды в ближайшем будущем.
Таково взаимодействие в целом процесса реформ в СССР и общей ситуации в мире. Конкретно по группам стран оно выглядит по-разному, но самым ярким и результативным оказывается в «социалистическом лагере».
Перемены в странах Восточной Европы были подготовлены всем ходом исторического развития. Его особенность такова, что общество, находящееся в стороне от столбовой дороги прогресса, от новейшего этапа научно-технической, технологической революции, рано или поздно должно выйти на эту дорогу. И не просто выйти, а достигнуть, двигаясь по ней, соответствующих времени темпов и качества прогресса.
История послевоенного периода показала, что все страны «социалистического лагеря», хотя и по разному, но отстают от общего развития передовых стран. И причем не только от стран Европы и Северной Америки. За время после Второй мировой войны стремительного экономического взлета добились Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др. Если сравнить уровень жизни фактически одних и тех же народов, волею судеб оказавшихся жителями различных государств – ГДР и ФРГ, КНР и Тайваня, Северной и Южной Кореи, то показатели будут явно в пользу последних.
Ситуация данного отставания усугублялась еще и тем, что в последние годы в большинстве социалистических стран реальностью стала тенденция к замедлению темпов, даже по сравнению с собственными показателями, достигнутыми ранее. Налицо был кризис сталинской модели общественного развития. И неудивительно, что только за 1989 г. из социалистических стран уехало на запад более 1 млн человек.
Когда начались глубокие перемены и на Востоке, в Советском Союзе, недовольство качеством жизни и обстановкой несвободы стало массовым и открытым. Здесь громадное значение имела притягательная сила примера, но не меньшее – постепенно достигнутое убеждение в том, что Советский Союз в новых условиях действительно не только на словах, но и на деле отказался от прежних отношений с социалистическими странами.
В июне 1989 г., получив лишь 20 % голосов на выборах в Сейм, лишилась фактической монополии на власть Польская объединенная рабочая партия. Абсолютную победу одержала на выборах пребывавшая долгое время (и не по своей вине) в конфронтационной оппозиции массовая организация «Солидарность». По ее инициативе был начат процесс радикальных преобразований на основе взаимодействия всех политических сил. В феврале 1990 г. ПОРП заявила о самороспуске. Часть ее членов образовали социал-демократию Польши.
Ранее в подобной ситуации из ложно понятых интернационалистических побуждений, как правило, следовало вмешательство во внутренние дела страны, вплоть до ввода войск и вооруженных конфликтов. Теперь же этого не произошло. Тем самым доказано, что с прежней концепцией ограниченного суверенитета покончено. Именно с этого времени перемены в странах социализма приобрели новую динамику и другой масштаб.
В октябре 1989 г. после бурных дебатов на партийном съезде большинство членов правящей Венгерской социалистической рабочей партии порвали с ней и учредили Венгерскую социалистическую партию – партию парламентского типа. Парламент Венгрии принял поправки к Конституции, узаконивающие многопартийную систему. Начался стремительный рост новых партий, и на свободных демократических выборах весной 1990 г. победители оказались именно из их числа. Венгерская социалистическая партия получила в итоге 8,5 % мест, Венгерская социалистическая рабочая партия – ни одного.
В октябре – ноябре 1989 г. в ГДР было избрано новое руководство Социалистической единой партии Германии. Партия отказалась от своей монополии на власть, а затем, после Чрезвычайного съезда, изменила свое название и облик. На выборах в Национальное собрание в марте 1990 г. она получила 16,3 % голосов и перешла в оппозицию. Знаменитая Берлинская стена – символ железного занавеса – перестала существовать, а в октябре 1990 г. произошло объединение двух германских государств.
В ноябре 1989 г. ушли в отставку Политбюро и Секретариат ЦК Компартии Чехословакии, во главе государственных органов стали новые беспартийные лидеры. Тогда же произошла смена партийного руководства в Болгарии, весной 1990 г. – в Монголии. В декабре 1989 г. в результате мощного взрыва народного недовольства в Румынии диктаторский режим Чаушеску был сметен в несколько дней, несмотря на попытку защититься штыками. В конце 1989 – начале 1990 г. под воздействием всех этих событий получили новое продолжение реформы, начатые много лет назад в Югославии.
В конце 1990 – начале 1991 г. перемены охватили и много– летнюю крепость сталинизма – Албанию. Руководство страны пошло на многопартийные выборы, создание коалиционного правительства, департизацию государственных органов. Драматический характер приняли изменения в Югославии. Здесь резко обострились отношения между республиками. Словения и Хорватия выступили за выход из Федерации.
Развал Югославии как многонационального государства, к сожалению, фактически привел к войне между республиками. Попытки ООН, мирового сообщества остановить кровавый конфликт в Югославии оказались тщетными. Пока не срабатывают ни экономические санкции, ни морская блокада, ни введение в горячие точки миротворческих сил ООН для разъединения противоборствующих сторон.
Кардинальные изменения в странах Восточной Европы и Монголии представляют собой революцию «снизу». Им открыла дорогу мощная волна массовых митингов и демонстраций, участниками которых стали представители всех слоев населения, взрыв недовольства хронической неэффективностью развития общества и деятельностью руководства. В большинстве из этих стран коммунистические партии перестали быть правящими, резко сократились численно. Они уже поменяли свои названия, а вместе с ними – свои программные установки. Почти повсеместно на арену вышли новые политические силы. Среди них и те, кто поддерживает социалистическую идею, и те, кто ищет иные пути развития общества.
Проводимые преобразования включают в себя отказ от юридического закрепления руководящей роли коммунистической партии, утверждение открытого плюрализма политической жизни, формирование многопартийной системы, использование инструментов классического парламентаризма, глубокую демократизацию общественной жизни, создание правового государства, а также уравнение в правах различных форм собственности, включая частную, последовательное применение рыночных отношений, преодоление экономической изоляции от мирового рынка. В целом это были антитоталитарные массовые движения, приведшие к падению старых государственно-партийных правящих структур.
Перемены в этих странах не поколебали дружественного отношения советского народа к их народам, хотя и воспринимались далеко не однозначно (от горячей поддержки до прямого неприятия). Всеми средствами наша страна стремится к тому, чтобы обеспечить прогресс и стабильность – стабильность в самих этих странах, стабильность всего мира и нерушимость послевоенных границ.
Развал социалистической системы в Восточной Европе привел к прекращению деятельности таких организаций, как Организация Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Попытки как можно быстрее перейти в торговых взаиморасчетах на твердую валюту привели к резкому сокращению объема торговли, к нарушению сложившихся интеграционных связей, нанесли существенный урон экономическому развитию странам бывшего социалистического лагеря. Однако перемены, происходящие как в нашей стране, так и в странах Восточной Европы, неизбежно создадут более естественную и прочную основу для добровольных, равноправных, взаимовыгодных отношений.