Распад СССР. Россия на путях суверенного развития
Непоследовательность и безрезультативность действий центра стимулировали самостоятельный поиск республик выхода из кризиса. Все большее значение стал приобретать вопрос межнациональных отношений. Это не случайно, так как за годы советской власти не было осуществлено на практике ни одно из положений программы решений национального вопроса, выдвинутой в 20-е гг. В.И. Лениным.
Во-первых, сохранились, а в чем-то и углубились различия в уровнях развития республик и регионов страны; во-вторых, республики не имели реального суверенитета, их права и полномочия были в руках центральных ведомств; в-третьих, не была проведена программа национальной автономии (если в 20-е гг. в СССР было 5,5 тыс. национальных образований, то к 1991 г. их сохранилось только 53); в-четвертых, не удалось обеспечить нормальные условия для развития национальных культур и языков, ряд народов оказался перед лицом потери национальной самобытности; в-пятых, за годы Советской власти были углублены старые национальные обиды, к которым добавились сталинские репрессии, коснувшиеся целых народов.
В результате в выборной компании 1990 г. (по избранию высших органов власти) едва ли не важнейшими во многих регионах выступали вопросы обеспечения подлинного государственного суверенитета союзных республик. Пионером в этом движении выступили прибалтийские республики. В марте 1990 г. Верховный Совет Литвы объявил о восстановлении полного государственного суверенитета Литовского государства, затем подобные заявления прозвучали в Латвии и Эстонии.
Летом 1990 г. после избрания в мае Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета России, Декларацию о суверенитете в составе обновленного Союза приняла и эта крупнейшая республика. Некоторые республики идут в этом вопросе еще дальше, принимают еще более радикальные декларации. Так, на общенародном референдуме в Армении большинство проголосовало за независимость Армении вне СССР. Курс на выход из СССР взяла и Грузия (особенно после победы на выборах в Верховный Совет альянса «Круглый стол – Свободная Грузия» и избрания Президентом З. Гамсахурдия).
Попытки решать возникающие проблемы силовыми методами, усиление националистических настроений привели к массовым столкновениям, кровопролитию.
Взрыв националистических проблем на фоне быстро ухудшающегося положения заставил руководство страны признать необходимость заключения нового союзного договора (кстати, еще в 1988 г. литовский «Саюдис», народные фронты Латвии и Эстонии ставили этот вопрос; говорили об этом и некоторые выступавшие на I съезде народных депутатов СССР (например, А.Д. Сахаров). Считалось, что новый Союзный договор должен строиться на основе федеративного устройства, создавая всем входящим в Союз республикам одинаковые условия. С целью укрепления стремительно разваливающегося Союза в стране был организован всенародный референдум по проблеме сохранения СССР, в котором принимали участие 9 республик (не принимали участия Грузия, Армения, Молдова, Эстония, Латвия и Литва). Свыше 75 % из принявших участие в голосовании высказались за сохранение обновленного Союза.
После неудачной попытки кабинета министров СССР получить чрезвычайные полномочия оппозиционеры решили действовать более решительно, отбросив правовые, законодательные, конституционные нормы. Они решили во что бы то ни стало сорвать намеченное на 20 августа подписание нового Союзного договора, попытаться решить все проблемы силовыми методами, насильственным путем добиться изменения государственной политики. По поручению организаторов заговора в КГБ были подготовлены проекты документов Государственного комитета по чрезвычайному положению, разработаны конкретные операции с использованием возможностей, сил и средств спецорганов.
В созданный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) вошли: вице-президент Г. Янаев, глава кабинета Министров СССР В. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. Пуго, Председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, 1-й заместитель Председателя Совета.
Обороны СССР О. Бакланов, председатель Крестьянского союза В. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А. Тизяков.
18 августа к М.С. Горбачеву явилась делегация с требованием санкционировать введение по всей стране чрезвычайного положения или уйти в отставку, передав всю власть вице-президенту Г. Янаеву. Получив решительный отказ, ГКЧП утром 19 августа объявил о том, что Президент по состоянию здоровья не может осуществлять функции главы государства. Его функции переходили к вице-президенту Г. Янаеву, а в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение на срок 6 месяцев, объявлялись расформированными структуры власти, действующие вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность политических партий и движений; запрещались митинги и демонстрации; устанавливался жесткий контроль над средствами массовой информации.
Центром сопротивления стали российский «Белый дом», Президент России Б. Ельцин, Верховный Совет РСФСР. Уже 19 августа в 9 часов утра в обращении «К гражданам России» было заявлено, что произошел антиконституционный переворот, ГКЧП был объявлен вне закона. В качестве первого и главного требования Б.Н. Ельцин выдвинул возврат власти законному Президенту.
В связи с резко изменившейся обстановкой после подавления путча даже те республики, которые ранее выражали желание подписать Союзный договор, заявили о своей независимости, создают свои органы власти, перевели под республиканскую юрисдикцию предприятия союзного подчинения. Это означало окончательный распад старого Союза. Не смог спасти. положение и V съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.). В ноябре 1991 г. в Ново-Огарево Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных государств (ССГ). Однако этого не произошло. Попытки М.С. Горбачева подписать новый Союзный договор провалились.
8 декабря 1991 г., стремясь избавиться от дискритировавшего себя Центра, Б.Н. Ельцин (Российская Федерация), Л.М. Кравчук (Украина) и С.С. Шушкевич (Беларусь), заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых государств (СНГ). После Алма-Атинской встречи 21 декабря СНГ стало объединять 11 бывших союзных республик (кроме стран Балтии и Грузии). СССР прекратил свое существование, а его президент М.С. Горбачев ушел в отставку.
На наш взгляд, такой финал Союза ССР не был предопределен объективными обстоятельствами, СССР вполне мог бы трансформироваться в Федерацию, включавшую большинство крупных республик. Однако возможности реализации такого варианта были упущены.
С развалом Союза Россия вновь оказалась на историческом перекрестке, сравнимом лишь с 1917 г.
Взяв курс на социально-экономическое возрождение, наша страна вошла в реформы под высоко поднятым знаменем, на котором было начертано: «либерализация, стабилизация, приватизация». Основные цели, которые были обозначены на первом этапе реформ: либерализация экономики (товарных знаков, валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности) и финансовая стабилизация, необходимыми элементами которой правительство объявило ликвидацию дефицита государственного бюджета, жесткое ограничение новых кредитов и стабилизацию обменных курсов рубля. Декларировались в 1992 г. намерение продолжать конституционные реформы: приватизацию госсобственности, проведение земельной реформы, становление рыночной инфраструктуры. Существенные изменения предусматривались в системе управления социально-экономической сферой деятельности, проведения четкого распределения функций государственного управления применительно к конституционным основам страны, расширение прав и обязанностей субъектов Федерации, повышения роли местных органов самоуправления и др.
Экономическая реформа идет не совсем так, как предполагалось и обещалось. Экономика страны переживает серьезные трудности, связанные с инфляцией, стагнацией, спекуляцией.
Анализ хода экономической реформы (по итогам 1992 г.) позволяет сделать вывод, что, несмотря на некоторые успехи (снятие централизованного контроля за ценами на подавляющее большинство товаров и услуг; отмену ограничений на рост доходов в производственных отраслях, на торговопосредническую деятельность; относительное наполнение потребительского рынка и рынка производственного (товарами технического назначения), активизацию частной розничной торговли на улицах, обещания правительства не выполнены.
В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась резкой критике. Но большинство россиян в целом поддержало правительство. Летом 1992 г. оно, под давлением Верховного Совета, прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс – новым главой правительства стал Черномырдин, но попытка в начале 1993 г. сместить Президента через процедуру импичмента не прошла. Более того, прошедший 25 апреля 1993 г. всероссийский референдум показал, что около 60 % участвовавших в нем граждан, одобряют политику Президента и Правительства.
Однако, конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить его от должности, избрав и.о. Президента А. Руцкого. Безусловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта.
Оппозиция предпринимает 3–4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение власти. Сосредоточившись в «Белом доме», оппозиционеры осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют «Белый дом», арестовывают засевших там депутатов. Политическая авантюра стоила жизни 150 человек. Победа подтолкнула президентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 декабря 1993 г., она означала переход к президентской республике. Парламент получил весьма ограниченные права.
Неудачи второй «Октябрьской революции» не завершили «смуты». Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г. и декабре 1995 г., выборы президента летом 1996 г., которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократическими идеями.
И все же Россия все более утверждается как часть мировой цивилизации, с великим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.
Затянувшийся переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше Отечество столкнулось с рядом таких исторических проблем, которые одновременно не приходилось решать ни одной стране мира: переход от унитарного государства к сообществу национальных государств; переход от системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной экономике, основанной на частной собственности; переход от однопартийной системы к многопартийной, основанной на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.
Когда мы говорим сегодня о России, то вполне закономерно соотносим сказанное о ней с недавним прошлым. Россия, составлявшая основу бывшего СССР, была одним из инициаторов свободного, самостоятельного государственного развития народов входивших в союзное государство. При этом хотелось бы напомнить читателю. Россия в отличии от других держав, как великая держава создавалась будучи, населением, с социально слабыми связями, различными обычаями и традициями. В силу этого державность стала объективной необходимостью России, обусловленной ее геополитическим положением и составом населения. Для многих этносов она превратилась в открытый дом, в котором они получили свое дальнейшее развитие. Сама же она собиралась тысячелетним трудом многих поколений россиян, их отвагой и героизмом. Однако парадокс состоит в том, что ныне далеко не все настроены к ней по доброму. Некоторые политики, исследователи как за рубежом так к сожалению и доморощенные забывают о том, что испокон Россия являлась сдерживающим фактором соблюдения цивилизованного равновесия между Западом и Востоком. Русское самосознание, национальная гордость, так волнующее наших недругов, как и у других народов служат укреплению своей суверенности и своей державности. Российскому государству, это объективно необходимо для того, чтобы быть не только надежной опорой всех россиян, но и оберегающим щитом региональной и глобальной безопасности народов в нашем современном неспокойном мире. Становилось ясно, что в стране идут не реформа, а уничтожение научно-технической мощи, производственного потенциала, агропромышленного комплекса, интеллектуальных сил, морально-нравственных устоев. На политической арене под прикрытием реформ развернулась и продолжает развиваться и по сей день ожесточенная борьба за власть. Переход в новое состояние осуществляется не буржуазно-демократическим, а криминально-бюрократическим путем. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. В результате разгосударствление собственности в стране появилась экономическая элита. Люди обладающие политическим весом, экономической властью и финансовым могуществом. Приватизация не привела к росту эффективности производства и оздоровлению экономики. Вопреки обещаниям она дала скудные средства в бюджет государства. За все время приватизации в бюджет всех уровней поступило лишь 1 трлн руб. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд долларов США были проданы за 7,2 млрд долларов. Завод им. Лихачева в Москве стоимостью 1 млрд долларов был продан за 4 млн долларов. В результате такой приватизации в частные руки предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Приватизация превратила в неимущих большинство граждан. Вместе с тем государство ушло от ответственности за созданную при его попустительстве сеть мошеннических организаций, обманом присвоивших себе приватизационные чеки и трудовые сбережения граждан. Обман, насилие страны усугубил экономический кризис в стране, инфляцию и породил в массовом сознании людей разочарование, раздражение и неверие в справедливость тех мер, которые в ходу экономических и политических реформ. Так богатая когда то страна была ввергнута в пучину экономического кризиса, инфляцией и массового обнищания народа. Общая задолженность России на начало 1997 г. превысила 127 млрд долларов. Экономический кризис, охвативший весь народно хозяйственный комплекс, усугублял внутриполитическую обстановку в стране. Противостояние властей усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом Б. Ельциным и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ, который был отклонен на съезде народных депутатов. В ответ на это Б. Ельцин распустил представлены органы власти – Верховный Совет РФ и съезд народных депутатов. Положение в стране осенью 1993 г. однозначно свидетельствует о том, что борьба за власть между законодательной и исполнительной властью достигла своего апогея. В результате, мир в эти дни стал свидетелем торжества грубой силы. В ходе танкового обстрела и штурма здания Дома Советов и ответных вооруженных действий сторонников законодательной власти. Штурм Дома Советов драматически был завершен 3–4 октября 1993 г. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящий из двух палат. Совет Федераций и Государственной Думы. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Конституция отражала не только интересе народа, но целиком отражала интересы правящих сил и президента. Россия объявилась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным тайным голосованием президент. В состав Российской Федерации входили 21 республика, 6 краев, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города Федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. По официальным данным, за основной закон государства проголосовали 32,9 млн человек (58,4 %– принявших участие в референдуме и 32,3 % общего числа избирателей страны) новый этап социально-политического развития страны начался в исключительно сложных условиях. Это объясняется тем, что практические действия по реализации целей реформы не дали значительных результатов. Ясно одно, что Россия с начала 90-х гг. и по сей день переживает системный кризис, как результат непродуктивной политики перестройки. В политической жизни последнего десятилетия большое место занимают вопросы отношений со странами СНГ. Так, 15 марта 1996 г. Государственная Думой было принято постановление о денонсации Беловежских соглашений (за – 250 депутатов, против 95). Основой для такого решения были итоги всенародного референдума. Из 74,4 % участвовавших в референдуме 1991 г., 71,3 % проголосовали за сохранение Союза ССР. Однако резкое выступление Б. Ельцина против решения Думы и его обращение к совету Федерации вновь обострили острую дискуссию между исполнительной и законодательной властью. Однако интеграционные процессы между странами СНГ, начиная с марта 1996 г. усиливались по различным направлениям и переходил уже в практическую плоскость решения по линии экономической и политической интеграции, но 1998 г. дезинтеграционные проблемы в рамках СНГ вновь усилились. Сегодня интеграционные процессы в рамках СНГ стали решающим и они свидетельствуют о позитивных тенденциях на перспективу.
Впереди – тяжелейшая работа (о чем свидетельствуют события 1995–2000 гг.) по выводу страны из экономического и политического кризиса, построению правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Впереди борьба за вхождение многострадальной России в содружество цивилизованных народов.