КАК ИХ ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ?
Монголы, татары, монголо-татары, татаро-монголы – как только не называют степных захватчиков обрушившихся на Русь в XIII в. Попробуем разобраться, какое из этих названий наиболее верно и вначале посмотрим, что говорят историки о татарах.
В конце VII в. татары вместе с енисейскими кыргызами поддержали токуз-огузов, неудачно воевавших со Вторым тюркским каганатом, и были вынуждены подчиниться тюркам.
В 723 г. татары вместе с токуз-огузами восстали против тюрок, но были разбиты.
После разгрома в 744 г. Второго тюркского каганата татары вошли в качестве вассалов в состав Уйгурского каганата.
В конце 40-х годов VIII в. татары вместе с огузскими племенами восстали против уйгуров, но потерпели поражение.
В 842 г. татары поддержали уйгуров в их войне против енисейских кыргызов, однако это не спасло Уйгурский каганат от краха.
Вот и всё, что мне удалось узнать о татарах. В связи с этим вызывают удивление следующие высказывания историков: «С древности, говорится в источниках, татары были покорителями и владыками большей части центральноазиатских племён и выделялись своим величием и могуществом.»[11]; « Ещё в XI веке обширные пространства между Северным Китаем и Восточным Туркестаном именовались по их имени «Татарской степью»[12].
Создаётся впечатление, что было два татарских народа. Один – те татары, которые проживали на востоке Монголии в районе озер Буир-Нур и Хулун-Нур, большую часть их Чингис-хан истребил в 1202 г. Второй – центральноазиатские татары, «выделявшиеся своим величием и могуществом» и при этом практически неизвестные современным историкам. Впрочем, может быть, это был один народ, который в VII – X вв. проживал где-то в Центральной Азии, а в XI – XIII вв. – на востоке Монголии?
О средневековых монголах историки знают намного больше:
Впервые о монголах, называя их мэнъу или мэнва, сообщают китайские хронисты периода династии Тан (VIII – X вв.). Тогда монголы проживали в Манчжурии по южному берегу нижнего течения Аргуни и верхнего течения Амура и вели осёдлый образ жизни.
Когда в середине IX в. енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат, уйгуры покинули места своего проживания и с конца IX в. монголы под давлением киданей начали постепенно переселяться на освободившуюся после ухода уйгуров территорию. Таким образом, во второй половине Х – начале XI вв. монголы заняли район Трёхречья (долины рек Керулена, Онона и Толы).
Переселение монголов на запад сопровождалось важным событием – они перешли от осёдлого образа жизни к кочевому скотоводческому хозяйству (некоторые монгольские племена и на новом месте продолжали вести образ жизни лесных охотников и рыбаков, благо местность позволяла).
В начале XII в. большая часть монгольских племён объединились в Хамаг монгол улус (Всемонгольский улус).
В середине 30-х годов XII в. монголы вступили в длительный период вражды с чжурчжэнями (империя Цзинь).
В 60-е годы XII в. к этому противостоянию присоединились подстрекаемые чжурчжэнями татары (кочевавшие в районе озёр Буир-Нур, Хулун-Нур и реки Халхин-Гол).
В 60 – 80-е годы XII в. чжурчжэни проводили политику целенаправленного уничтожения монголов. Они каждые три года посылали войска в степь, убивая взрослых монголов и захватывая детей в рабство.
Около 1170 г. Всемонгольский улус в результате поражения от чжурчжэней и татар распался.
Всего историки насчитывают около 20 монголоязычных племён. Самые крупные из них проживали:
- борджигины, джалаиры, нируны – в междуречье Керулена и Онона;
- меркиты – в низовьях Селенги;
- ойраты и туматы – в верховьях Енисея и Селенги;
- тайджиуты – в слиянии Онона и Ингоды.
В XI – XII вв. монгольское общество состояло из:
- нойонов – степных аристократов (родовой знати), пользовавшихся неотчуждаемыми привилегиями вне зависимости от своего материального положения, так, например, только из их среды могли выбираться военные вожди и ханы;
- нукеров – дружинников хана;
- карачу – простонародье, свободные общинники и вольнонаёмные слуги, лично свободные, но неполноправные;
- рабов.
Низшим звеном монгольского общества был уруг (урук) – родня от одного предка по мужской линии. Члены уруга не могли вступать в брак между собой. Группа уругов составляла ясун.
Ясун – состоял из уругов, то есть, нескольких поколений кровных родственников по прямой мужской линии. Члены ясуна не могли вступать в брак между собой. Ясуны составляли обок.
Обок (обог) – союз ясунов. Члены обока также не могли вступать в брак между собой. Вначале обок объединял близкородственные ясуны, но со временем он стал формой организации и объединения для ясунов, уругов и отдельных людей, не находившихся в родстве. Дальнейшее развитие системы обоков привело к тому, что они всё чаще стали складываться вокруг удачливых вождей, а не вокруг родственных ясунов. Различные обоки входили в состав иргена (племени), то есть, союза обоков, как правило, близкородственных.
Дальнейшее усложнение социальной системы обоков и иргенов привело к появлению у монголов такой формы социальной организации как улус.
В улус объединялись не племена, а представители племён, то есть, нойоны из разных племён вместе со своими людьми. Такие объединения являлись не племенными союзами, а союзами, объединёнными политическими целями. Таким образом, улус – люди организованные по определённым правилам.
Улус, в силу условий кочевого быта, был подвижен, но всегда в каждый данный момент имел свою территорию.
Во главе улуса стоял предводитель из числа знати (хан), при котором была его дружина – нукеры, окружение – нойоны и простые люди. Основой улуса был уруг его правителя, кроме того в улус входили джад (чужаки – не связанные родством уруги и обоки). Так же правящему уругу подчинялись покорённые им иргены и уруги.
Теперь, вернёмся к вопросу о том, как их следует называть.
В русских летописях фигурирует только одно название – татары. Это же название использовали: первый русский историк, он же «последний летописец» -- В.Н. Татищев (1686 – 1750).
В 1817 г. Христофор Крузе издал «Атлас по Европейской истории», где впервые ввёл в научный оборот термин монголо-татарское иго.
На русском языке этот термин первым применил П. Наумов в вышедшей в 1823 г. книге «Об отношениях российских князей к монгольским и татарским ханам от 1224 по 1480 год».
Потом, в 1936 г., И.В. Сталин (1879 – 1953), редактируя первый советский учебник истории, добавил к использованному авторами термину «татары» окончание «монголы».
А вот, что пишут по поводу этих названий современные историки: «…начиная с сунского времени (960 – 1269 гг.), в китайской историографии и официальных текстах установилась традиция последовательно именовать монголов (мэнъу) и все прочие монголо-язычные племена татарами (да-да) либо монголо-татарами (мэн-да).»[13]
«…в данном конкретном случае историки сталкиваются с характерным для китайской историографией переносом традиционного термина «да-да» («татар») на монголов («мэн-гу жэнь»), что преследовало цель унизить их, так как в китайской традиции он имел уничижительный оттенок, со скрытым смыслом «дикий», «грубый»[14]
А вот каким образом сами монголы стали называть себя татарами: «Монголы стали занимать земли, которые были заселены народами, носящими в китайской историографии общее имя дада, а в монгольской традиции[…] известными как татар.
…Сначала группы, перекочевавшие из «Малой» в Великую Монголию, обозначались этнонимом[15] лидеров – монголы. Затем с политическим усилением нового образования они стали пользоваться двойной идентичностью: обозначались и как монголы, сохраняя свою этническую идентификацию, и как татары, монголо-татары или татаро-монголы. […] Сначала монголы присваивают имя аборигенного населения, чтобы отделить себя от населения прародины, затем их имя переносится на всё население и на территорию его проживания.»[16]
«…потом, когда созданное Чингисханом объединение монголо-татарских племён […] стало для них самих «монгольским», то для соседей они всё равно оставались «татарами» […] ставшие теперь монголами племена и сами помнили, что ещё недавно им было выгодно называться татарами, и, видимо, иной раз так себя и называли, будучи «официально» монголами.
…С другой стороны соседи не сразу привыкли называть их монголами, нет-нет да и продолжали именовать по-прежнему всех их скопом «татары».
…Тем более эта консервативность проявлялась, когда недавние найманы, чжалаиры и прочие могли в разговорах с иностранцами использовать более привычное и понятное соседям «татары».[17]
От половцев это название стало известно на Руси, а потом и в Европе.
Осталось только узнать, как татарами стали жители Золотой Орды: «В Золотой Орде, сами завоеватели монголы, составляли незначительную часть народонаселения, постепенно утратившего свои основные этнические, расовые, языковые, культурные и религиозные черты. Название монголы, применительно к основной части населения в Золотой Орде, не использовалось, а соседние народы именовали его татарами. В этническом плане, Золотую Орду нельзя считать монгольским или татарским государством, поскольку эти этносы не могли быть в нём преобладающим.»[18]
«Формирующийся же золотоордынский тюркоязычный этнос, основу которого составили кипчаки и который включил в себя, кроме монгольских народов и племён, также буртасов, аланов, автохтонное[19] осёдлое население Волжской Булгарии и Крыма, нуждался в едином наименовании. Таким именем, нейтральным относительно монголов, кипчаков, булгар и прочих этносов, и стал этноним татар.»[20]
Таким образом, насколько я понял, до момента образования Золотой Орды этих степных захватчиков желательно называть монголами, а после – татарами.