Основоположники великой русской культуры
Основоположником русской музыкальной классики называют Михаила Ивановича Глинку (1804—1857). Музыкальный вкус и исполнительский талант сына смоленского помещика развился в Благородном пансионе при Педагогическом институте. Службу с 18 лет юноша начал чиновником Главного управления путей сообщения.
М. И. Глинка. Художник И. Репин
В своих романсах он создал русский классический вокальный стиль, впитавший широкую распевность народных мелодий и богатство интонаций русской стихотворной речи. Во второй половине 1820-х гг. Глинка сблизился с Пушкиным, Жуковским, Грибоедовым, на слова которых создал немало музыкальных произведений. После пребывания в Италии и Германии (1830—1834) Глинка пишет героико-трагическую оперу «Иван Сусанин», первое представление которой состоялось 27 ноября 1836 г. с огромным успехом.
Брак М. Глинки оказался неудачным. Позже он влюбился в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны Керн, и в едином порыве вдохновенья написал гениальный романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвященные А. П. Керн. В 1842 г. увидела свет рампы опера «Руслан и Людмила».
С 1844 г. М. Глинка жил в основном за границей (Франция, Польша, Германия), умер в Берлине, но благодаря усилиям друзей и родственников тело композитора было переправлено на родину и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры.
Необычна и своеобразна судьба архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759—1814). Официально он был сыном крепостного крестьянина, но его считали внебрачным сыном графа А. С. Строганова, который покровительствовал талантливому юноше. В Строгановской иконописной мастерской он в 6-7 лет проявил пристрастие к архитектурному делу, учился вместе с младшим сыном Строганова и вольную получил в 1786 г. Архитектуру изучал в России и за границей, закончил Академию художеств.
С 1800 г. началась реализация проекта Казанского собора, разработанного Воронихиным. Он занимался реконструкцией пригородных царских резиденций, построил здание Горного института (1806—1809), перестраивал клинику Военно-медицинской академии, проектировал фонтаны вдоль Пулковской дороги. В 1811 г. в связи с завершением строительства Казанского собора бывший крепостной и дворовый слуга был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство. Воронихин стал профессором архитектуры, заслужил пенсию. Участвовал в подготовке ряда проектов, но неожиданно скончался от апоплексического удара. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Признанным главой Артели художников – одной из первых в России независимых организаций художников – был Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Выходец из мещан учился в Академии художеств, был награжден малой золотой медалью за картину «Моисей источает воду из скалы» и выступил с требованием свободного выбора темы для конкурсной программы, претендующей на большую золотую медаль.
После официального отказа Крамской вместе с другими студентами покинул академию, лишившись права на участие в конкурсе и связанной с ним пенсионерской поездки за границу. В Артели художников много работали «на заказ». Крамской участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1860-х гг. он выполнил серию портретов и в 1869 г. удостоен звания академика портретной живописи. Был создателем и участником выставок Товарищества передвижных художественных выставок вместе с Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, А. К. Саврасовым. Благодаря усилиям Крамского в Товарищество вошли И. Е. Репин, В. Д. Поленов, H. A Ярошенко, В. И. Суриков.
Крамской был известен как автор художественно-критических статей, выступал за совершенство живописной формы, за истинное искусство, «трогающее человеческое сердце». Известны произведения Крамского «Христос в пустыне», «Лунная ночь», «Неизвестная», «Неутешное горе», портреты русских писателей, ученых, художников, выполненные для галереи П. М. Третьякова.