Россия, страны СНГ и Восточной Европы
Развитие отношений с бывшими советскими республиками осуществлялось Россией по двум направлениям – на основе двусторонних отношений и в рамках СНГ. В основном преобладали более действенные двусторонние отношения. В 1994 г., после вхождения в СНГ Грузии, количество его членов увеличилось до 12.
В рамках СНГ проводились попытки формирования экономического союза, установления контроля над внешними границами, подписывались таможенные и торговые соглашения, направленные на улучшение экономических связей между странами. Однако большинство документов не нашли применения на практике. К 1995 г. доля стран СНГ в российском товарообороте сократилась с 60 до 20%.
Происходило сближение России и Белоруссии (до создания Союзного государства). Между странами велась работа по переходу к единой денежной системе. Вместе с тем, отдельные вопросы перехода на рыночные отношения нередко вызывали разногласия между сторонами.
Россия предпринимала конкретные меры в урегулировании конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, Таджикистане.
России было передано на хранение все ядерное оружие с территории бывших республик, и она сохранила статус ядерной державы. В 1997 г. завершился раздел Черноморского флота между Россией и Украиной.
В 2002 г. была создана Организация государств – участников договора коллективной безопасности (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения). В 2003 г. возникло Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), в рамках которого велась напряженная работа по созданию единого экономического пространства стран СНГ. В 2004 г. было подписано соглашение о создании в Таджикистане российской военной базы. Начиная с 2003 г. пространство СНГ стало официально рассматриваться как сфера стратегических интересов России. В 2006 г. в ЕврАзЭС вошел Узбекистан.
Наиболее позитивно развивались отношения между Россией и Казахстаном. За 2004–2005 гг. товарооборот между странами вырос почти в 3 раза и достиг 10 млрд долл. На начало 2006 г. в Казахстане работало свыше 1100 предприятий с российским участием.
Укреплению влияния России в странах СНГ все активнее стали препятствовать Грузия, Украина, Молдавия. Правительство Грузии открыто объявило о своей приверженности США (даже улицу в Тбилиси назвали именем американского президента Буша) и НАТО, все чаще угрожало выходом из СНГ, о вступлении в НАТО. Ее правящие круги шли на открытую конфронтацию с Россией – дело дошло до захвата российских офицеров с обвинением в шпионаже. Ответной мерой со стороны России стали экономические санкции против Грузии и резолюция ООН о выводе грузинских вооруженных сил из зоны, контролируемой миротворческими силами.
В политической и экономической растерянности после так называемой «оранжевой революции» (2004) находилась Украина. Ее руководство, выступая на словах за развитие рыночных отношений, делало все, чтобы во взаимоотношениях с Россией иметь одностороннюю выгоду. Примером тому стал «газовый кризис» между Украиной и Россией на рубеже 2005–2006 гг., в основу которого было положено нежелание Киева платить за российский газ по рыночным ценам, как все европейские страны. (Аналогичная ситуация в газовой сфере сложилась между Украиной и Туркменией, Узбекистаном и Киргизстаном.) С приходом к премьерской власти умеренного политика В. Януковича (2006) отношения с Россией стали приобретать более деловой и спокойный характер.
В 2005 г. страны СНГ приняли решение о реформировании своей организации, поскольку в целом ее деятельность не отвечала требованиям времени.
В странах СНГ усилилась дифференциация доходов на душу населения. По данным Всемирного банка, по итогам 2005 г. они составили в:
– России – 3400 долл. США в год;
– Казахстане – 2250;
– Белоруссии – 2140;
– Украине – 1270;
– Армении и Грузии – 1060;
– Азербайджане – 940;
– Молдавии – 720;
– Узбекистане – 450;
– Киргизии – 400;
– Таджикистане – 280.
Основными задачами во внешнеполитических отношениях со странами Восточной Европы было укрепление доверия и партнерских отношений и вывод российских войск с их территории. Уже к лету 1991 г. советские войска были выведены из Чехословакии и Венгрии, а в последующие три года – из Германии и Польши. Поскольку государства Восточной Европы одно за другим вступали в НАТО, их отношения с Россией носили «прохладный» характер. Фактически были заморожены отношения Венгрии и Чехии с Россией. Растопить лед недоверия сумел В.В. Путин. Его визит в эти страны в 2006 г. послужил началом активных экономических, политических и других отношений между странами. Сложными оставались отношения с Польшей.
С начала XXI в. внешняя политика России в целом приобрела более активный и наступательный характер. Были определены ее стратегия и основные приоритеты.
Все задачи внешней политики предполагалось решать на основе приоритета национальных интересов России. Одним из таких приоритетов стало формирование многополярного мира, учитывающего разнообразные интересы различных стран.
ПЕРВОИСТОЧНИК
«…Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, сохранение статуса великой державы, установление стабильного, справедливого и демократического миропорядка на основах международного права, строительство равноправных и партнерских отношений между государствами».
В 2005 г. Россия предложила принять Конвенцию о пресечении актов ядерного терроризма (2005). Это была первая российская инициатива, которая обрела форму международного договора. Президенты В. Путин и Д. Буш первыми подписали ее.
В.В. Путин регулярно посещал различные страны, в том числе США, Германию, Францию, Англию, Испанию, Китай, Бразилию, Японию, Алжир и др. Встречи не носили декларативный характер, как это нередко бывало в 1990-е годы, каждая из них способствовала решению важных государственных задач.