Искусство, литература, спорт
Деятели литературы и искусства с начала 1990-х годов столкнулись со значительными проблемами.
Во-первых, процесс замены коммунистической идеологии в области культуры оказался суетливым, болезненным и сопровождался потерей традиционных нравственных ориентиров. Писателей, актеров, режиссеров и т.п. прошлого и настоящего стали оценивать не по их талантам, а по приверженности к той или иной идеологии. Такой подход не мог не привести к выдвижению части работников культуры с низкими профессиональными качествами.
Во-вторых, в страну потоком пошла волна западной, прежде всего американской культуры. Культ жестокости и насилия на экранах стал обычным явлением, вытесняя патриотичное, благородное и светлое, свойственное российским гражданам.
В-третьих, во много крат сократились государственные расходы на развитие культуры. Уже в 1995 г. ассигнования на эту цель из федерального бюджета оказались существенно ниже, чем в предыдущие годы. Коммерциализация сделала недоступными для простых граждан лучшие достижения отечественной культуры.
В-четвертых, процесс коммерциализации культуры привел к развитию отечественной массовой культуры, направленной прежде всего на бездумное развлечение. Художественный уровень большинства музыкальных, литературных и кинематографических произведений резко снизился, многие произведения и вовсе нельзя называть художественными. Некоторые действительно талантливые певцы и актеры, подававшие большие надежды, подались в легкие песенные и кинематографические жанры.
Но даже в таких сложнейших условиях передовые деятели России не теряли надежды на восстановление и развитие истинно российской культуры. Появились благотворительные фонды, медленно, но возрождалось традиционно российское меценатство. Активизировалось издание художественных произведений, ранее недоступных гражданам (произведения А. Ахматовой, В. Набокова, М. Булгакова, А. Солженицына, один из не многих, кто возвратился из вынужденной эмиграции в Россию 1994 г., и др.). Создавались сотни новых газет и журналов самого различного профиля.
Крупные художники И. Глазунов и А. Шилов открыли постоянно действующие выставки своих работ. Появились новые скульптурные произведения Э. Неизвестного («Маска скорби»), М. Шемякина (памятник Петру I), В. Клыкова (памятник Кириллу и Мефодию) и т.д.
Оперное искусство обогатилось дарованиями Д. Хворостовского, О. Бородиной и др.
Кинофильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем» получил премию «Оскар» (1995), кинофильм С. Бодрова «Кавказский пленник» – приз Каннского фестиваля и т.д.
Развивалось радио– и телевещание. Радиопередачи ведутся на 56 языках, телевидение – на 69. С 40 до 80 выросло количество языков, изучаемых в школе.
В начале 1990-х годов были утрачены спортивные традиции России. Многие тренеры и спортсмены высочайшей квалификации из-за безденежья разъехались по всему миру – от Австралии до США. Закрывались стадионы, спортивные школы, целые спортивные общества. Былая слава советского спорта ушла было в небытие.
С начала XXI в. физкультура и спорт начали возрождение, – Президент В.В. Путин сам оказался не равнодушным к спорту. И как первый результат – значительные победы российских спортсменов на летних (2005) и зимних (2006) Олимпийских играх, победа футбольной команды ЦСКА в европейском кубке УЕФА (2005), мировое признание российских спортсменов А. Кабаевой, Е. Кафельникова, Е. Исимбаевой, М. Шараповой и др.