Художественная культура и наука
Носителем художественной культуры и науки являлась интеллигенция. Ее отношение к новой власти было противоречивым. Многие верили, что участвуют в создании нового мира. В. Маяковский во весь голос призывал «стодюймовками глоток старье расстреливать». А. Блок возражал: «Не так, товарищ!» Сам он вначале слышал в революции музыку, потом разочаровался в ней.
Не признавшие Октябрьскую революцию эмигрировали за границу, не сбежавшие вовремя были высланы насильно. В разных странах работали замечательные русские ученые: микробиолог С. Виноградский, авиаконструктор И. Сикорский, композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, художники К. Коровин, М. Шагал, писатели И. Бунин, Д. Мережковский, А. Толстой, певец Ф. Шаляпин (первый народный артист России) и др.
СПРАВКА
Ф.И. Шаляпин – первый народный артист России (1918). Из-за невозвращения в Советскую Россию Шаляпина лишили высокого звания, по приходу к власти Н.С. Хрущева – возвратили.
Звание «Народный артист СССР» было учреждено в 1936 г. Самым молодым «народным» стал С. Бондарчук – в 32-летнем возрасте. Последними народными артистами СССР стали Алла Пугачева и Олег Янковский.
ВЕРСИЯ
В 1933 г. И. Бунин стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. На нее одновременно претендовали Бунин, Горький и Мережковский. От варианта разделить премию с Мережковским Бунин категорически отказался, хотя они оба пострадали от большевиков. Мелькнувшая было фамилия Шмелева вообще не была серьезно воспринята Буниным.
М. Цветаева была возмущена, что премию получил Бунин. Она, не питая любви к Горькому, тем не менее писала, что «Горький – эпоха, а Бунин конец эпохи. Но – так как это политика, так как король Швеции не может нацепить орден коммунисту Горькому…» и т.д. Похоже, что наряду с талантом Бунину были зачтены антисоветские политические убеждения.
Оставшихся на родине деятелей литературы и искусства постигла разная судьба. И это не случайно: с одной стороны, писатели, поэты, художники должны были творить и творили в соответствии со своими способностями; с другой – литература, искусство стали настолько идеологизированными в социалистическом духе, что свободе мысли в этих творениях места оставалось не много. Талантливые произведения М. Булгакова, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Д. Шостаковича, М. Волошина и др. не находили признания у партийного руководства за недостаточностью в них социалистической идеи.
ПЕРВОИСТОЧНИК
«Тематика Ахматовой насквозь идеалистическая… Основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности… Таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой…»
Нередко оценка Сталиным того или иного произведения решала судьбу и книги (картины, кинофильма и т.д.), и автора. Часть интеллигенции пострадала по политическим мотивам. Н. Гумилева, например, расстреляли за то, что он знал и не донес о заговоре, от участия в котором сам отказался.
ПАРАДОКС
На второй или третий день после расстрела Н. Гумилева одна из его пьес была поставлена в театре. Зрители, среди которых не могло не быть работников Чека, громко аплодировали и требовали автора на «бис».
В эти годы выходят получившие мировое признание книги М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Сталин с оговорками поддержал их выход в свет (Шолохов же получил Нобелевскую премию в области литературы в 1960-е годы). На всю страну звучали призывные стихи В. Маяковского. Все проникновеннее звучала музыка Д. Шостаковича (столетие композитора было широко отмечено в России в 2006 г.). Засверкали на экранах кинотеатров звуковые кинофильмы: особой популярностью пользовался художественный фильм «Чапаев» братьев Васильевых.
«Загудели, заиграли провода», – это из песни того времени. Только за годы 1-й пятилетки количество радиоточек выросло с 350 тыс. до 2,3 млн. Впервые стали вестись радиопередачи с места событий – соревнований, концертов, спектаклей и т.д.
Многократно увеличились названия и тиражи книг. Только в 1928 г. они составили около 43 млн экз. – в 10 раз больше, чем в 1913 г. Как и прежде издавались произведения А. Пушкина и Л. Толстого, М. Лермонтова и И. Тургенева, А. Некрасова и Ф. Достоевского и др. Здесь в первую очередь выделялись те произведения или фрагменты из них, где в той или иной мере обличалось царское самодержавие, показывались невыносимые условия жизни до Октябрьской революции.
Огромными темпами росла периодическая печать. «Правда», «Известия» и др. газеты расходились миллионными тиражами. Полумиллионным тиражом славился журнал «Огонек» (с конца 1920-х годов) – главный журнал для простого читателя. Выпускались и элитные издания. Журнал «СССР на стройке» издавался на четырех языках, заграничная подписка стоила 5 долларов (10 руб. по тому курсу), число заграничных подписчиков составляло 3,5 тыс. человек (1930). Среди получателей журнала были выдающиеся зарубежные писатели Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Ромэн Роллан. Выходили эксклюзивные выпуски журнала: номер, посвященный XVII съезду коммунистической партии, был завернут в ткань от стратостата «СССР», совершившего рекордный подъем, к нему прилагалась граммофонная пластинка с описанием истории стратостата; номер 1935 г., посвященный самолету «Максим Горький», вышел в алюминиевой обложке и т.д.
Сдерживающим фактором развития литературы была цензура. Она мало чем отличалась от цензуры времен Николая I или Николая II. Так, если в 1855 г. цензор не позволил выпустить сказку П. Ершова «Конек-горбунок», поскольку в ней «встречаются выражения, имеющие прикосновение к Православной Церкви, к ее установлениям и поставленным от правительства властям… во многих шуточных сценах приводится имя Божие и употребляется крестное знамение», а в 1897 г. цензоров шокировали строки из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина: /А потом честные гости/ На кровать слоновой кости/ Положили молодых/ И оставили одних/, поскольку «они (строки) могут дать повод ученикам к неуместным расспросам и разговорам», то в 1928 г. видный работник просвещения РСФСР Н.К. Крупская, жена В.И. Ленина, прочитав сказку К. Чуковского «Крокодил», в которой безобидный зверь целует ногу у царя-гиппопотама со словами: «Вашему народу я даю свободу, свободу я даю», гневно заявила: «Что вся эта чепуха обозначает? Какой политический смысл имеет?.. Я думаю, что «Крокодил» нашим ребятам давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».
«Врагами народа» нередко становились лица, случайно допустившие опечатки, ошибки в статьях и книгах, либо неверно переведшие отдельные термины на русский язык.
ПЕРВОИСТОЧНИК
«По мнению Капитонова, слово «Революция» на марийском языке – это качым мундранымаш, то есть «народная смута», а «диктатура» – чот нентыден кучумаш, то есть «крепкое держание». Эта политически вредная практика перевода слов на марийский язык была применена националистом Васильевым, который слово «коммунист» переводит как пармызе (кучкист), а ячейку ВКП(б) как «изпармызе тушка», то есть маленькую совместную кучку». Таким образом, журнал предоставил трибуну клеветническим выпадам врагов народа против диктатуры пролетариата и ВКП(б). Васильев арестован как враг народа».
Видное место в науке занимали металлург И.П. Бардин, химик И.М. Губкин, минеролог А.Е. Ферсман, теоретик-физик А.Ф. Иоффе и др. Вступали на путь самостоятельного творчества будущие лауреаты Нобелевской премии физики И.Е. Тамм, И.М. Франк, П.А. Черенков, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, химик Н.Н. Семенов.
На основе отечественных научных открытий в стране создавались самолеты, автомобили и трактора, строились электростанции и заводы и т.д.
СПРАВКА
К середине 1930-х годов Советская Россия имела самые крупные самолеты в мире. В 1935 г. состоялся демонстрационный полет восьмимоторного самолета-гиганта «Максим Горький». (Во время испытательного пролета в него врезался сопровождавший его истребитель.) В 1939 г. в небо поднялся его шестимоторный дублер – Л-760 с размахом крыла 63 м. (Разбился в 1942 г. по вине экипажа). Незавершенным (помешала война) остался проект 16 аналогичных машин и супергиганта АНТ-26 с размахом крыла 95 м!
ПОДВИГ
Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) вошел в историю самолетостроения как летчик, испытавший свыше 70 типов различных самолетов, как участник двух беспосадочных перелетов (св. 8000 и 9000 км). Разработал несколько новых фигур высшего пилотажа. Весь мир рукоплескал герою, когда ведомый им экипаж без пересадки перелетел из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс. Погиб при испытании нового истребителя.
Полноценному и плодотворному развитию науки мешали «всепонимающие» крупные деятели партии, и в первую очередь Сталин. По этой причине выдвинулся на вершину сельскохозяйственной науки лжеученый Т.Д. Лысенко, сгноен в тюрьме генетик Н.И. Вавилов и т.д.