КалейдоскопЪПредсказания о людях русских |
Россия – несказанно обильная страна. Не занимать ей богатств и в таких тонких материях, как высокая мистика или глубокое суеверие. А о предсказаниях и пророчествах особо и говорить не приходиться – этого добра у нас, слава Богу, тоже в достатке. И чем более – тем любопытнее, чем далее – тем загадочнее! То, что в одночасье было как бы ненароком предсказано, потом, спустя время – сбывалось, свершалось и становилось уже не досужими выдумками, а непреложным историческим фактом. Дмитрий Белюкин "Смерть Пушкина" Мадам не знает, что такое Россия? Никита Сверчков "У родника" 1998 г. Не однажды Пушкину ставили чуть ли не в упрек, что уж больно верил он разным приметам. А он, знай, отвечал: «Быть таким суеверным заставил меня один случай. Раз пошел я с Никитой Всеволжским ходить по Невскому проспекту, из проказ зашли к кофейной гадальщице. Мы просили ее нам погадать и, не говоря о прошедшем, сказать будущее. «Вы, – сказала она мне, – на этих днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который вам будет предлагать хорошее по службе место; потом в скором времени получите через письмо неожиданные деньги; третье, я должна вам сказать, что вы кончите вашу жизнь неестественной смертью». Без сомненья, я забыл в тот же день и о гадании, и о гадальщице. Но спустя две недели после этого предсказания и опять на Невском проспекте, я действительно встретился с моим давнишним приятелем, который служил в Варшаве при великом князе Константине Павловиче и перешел служить в Петербург; он мне предлагал и советовал занять его место в Варшаве, уверяя меня, что цесаревич этого желает. Вот первый раз после гадания, когда я вспомнил о гадальщице. Через несколько дней после встречи со знакомым я в самом деле получил с почты письмо с деньгами – и мог ли я ожидать их? Эти деньги прислал мне мой лицейский товарищ, с которым мы, бывши еще учениками, играли в карты, и я обыграл: он получил после умершего отца наследство, прислал мне долг, которого я не только не ожидал, но и забыл о нем. Теперь надобно сбыться третьему предсказанию, и я в этом совершенно уверен». Гадалка, немка Александра Киргоф, третье предсказание определила так: «Может быть, ты проживешь долго, но на 37-м году берегись белого человека, белой лошади или белой головы». Все двадцать лет, пробежавшие после третьего пророчества, не покидала Пушкина тревога: а суждено ли ему исполниться? И хотелось, ох, как хотелось избежать его – страшного, темного, неотступного. Но тщетно. Шел Александру Сергеевичу тридцать седьмой год, когда в его жизни появился тот самый «белый человек» – белокурый красавец-кавалергард в белом мундире Жорж Шарль Дантес. Дуэльный пистолет выстрелил. Злое эхо прокатилось над снежной пустошью, а потом и над всей Россией. Смерти от руки «белого человека», предсказанной за двадцать лет до того в пригороде Петербурга, суеверному поэту избежать, увы, не удалось... Грозный-царь под спудом пророчеств «Владычественный их ум от Духа принимает такие образы, по коим они соприсутствуют будущему, как настоящему» – говорил о провидцах в четвертом веке греческий церковник и мыслитель Григорий Богослов (Григорий Низианин). А уж в России этого самого «соприсутствования будущему как настоящему» всегда было пруд пруди. Решил царь Василий III вопреки всем насильно постричь в монахини нелюбимую жену свою Соломонию, а затем взять в супруги другую, любимую – Елену Глинскую. Полагалось, однако, в то время русским царям на новый брак испрашивать благословения патриархов Александрийского, Константинопольского и Иерусалимского. Но какое было дело патриархам до сердечных ран русского царя?! И ответили они единодушным отказом. Иерусалимский же патриарх Марк объяснил и причину, какой она открылась отцам церкви: «Если дерзнешь вступить в законопреступное супружество, то будешь иметь сына, который удивит мир своей лютостью». Царь не послушал патриархов и поступил по собственному усмотрению. Но и сын его, родившийся от брака Василия с Еленой, действительно удивил мир невиданной лютостью и попал в историю под именем Ивана IV Грозного. После него на русский трон должен был взойти старший сын Иоанн, но… Умирал Василий Блаженный. Грозный-царь вместе с обоими сыновьями и дочерью Анастасией явился пред очи Блаженного проститься и просить молиться за них, остающихся на грешной и жестокой земле. И вдруг на смертном одре Блаженный обратился к младшему сыну царя, Федору, и в присутствии всех предрек: не старшему, Иоанну, но младшему, Федору, придется принять царство. Ничего к тому времени не предвещало сыноубийства, которое совершит Иван Грозный. Но Блаженный провидел, знал – юродивый, пророк и чудотворец. Н.В. Неврев "Опричники" Раз на пиру у царя Грозного, он вдруг повел себя странно, даже дерзко. Ему поднесли чашу, но он выплеснул ее на пол. Поднесли вторую – тоже на пол, третью чашу к негодованию царя Блаженный тоже опрокинул в образовавшуюся лужу, и на окрик Иоанна «Что же ты творишь?!» кротко отвечал: – Я тушу пожар в Новгороде. Дар Блаженного был известен, и гонец тотчас заспешил в Новгород. Одолев дорогу туда и обратно за несколько дней, гонец принес весть: в тот день и в тот час, когда юродивый Василий поливал в Москве вином пол царских палат, в Новгороде вспыхнул пожар, испепеливший едва ли не полгорода. А Василий был прозорлив еще с детства. Лет одиннадцати отдали его родители в подмастерья к сапожнику. Пришел к сапожнику купец, заказал новые сапоги. И уж очень он беспокоился, чтобы были они красивы и прочны, а когда ушел, Василий сначала рассмеялся, потом заплакал. Стал хозяин допытываться, чему смеялся и о чем плакал подмастерье. Василий долго не хотел говорить, отнекивался, потом-таки сказал, что тому купцу не надо было бы так печься о сапогах, которых носить ему не придется. Не понадобятся они. Прошло несколько дней, но купец не приходил за своим заказом. – Помер он нежданно. Преставился, – вечером за чаем удивил сапожника слободской сосед. – Третьего дня, как от тебя пришел. А Грозный-царь в последний год жизни своей повелел привезти из Архангельска и его окрестностей в Москву скандальных баб-колдуний. Двенадцать их, ведьм, закрыли на замок, окружили караулом. Самый доверенный человек царя – Бельский, всякий день посещал их аккуратно и передавал подробно царю Ивану все то, что они говорили. Но пришел день, и колдуньи в один голос заявили, что царю умереть не иначе, как 18 марта. Мартовским утром 18-го числа Бельский со опричники явился волю царя исполнить. Ведьмы на то подняли крик: день-то только начался, ведомо ли кому, чем закончится?! Никому ведь неизвестно, в чем и как знахарки соврали. Уж как там было, Бог их знает, но отступил Бельский, не стал жечь ведьм с утра, решил, видно, что это дело и к вечеру не застоится. А 18-го марта утро было хорошим, перекатилось оно в светлый, солнечный день, царь чувствовал себя прекрасно, был весел и даже пел за обедом. Ничего не происходило необычайного, ничто не предвещало несчастья. После трапезы сели играть в шахматы. Неожиданно царь побледнел, схватился за грудь и покачнулся. Через несколько минут он уже потерял сознание и скончался. 18 марта завершилось исполнением предсказания. Опустел трон. И тут исполнилось предсмертное пророчество Василия Блаженного – вместо убиенного царем старшего Иоанна на трон взошел младший, Федор. «Чудеса не противоречат законам природы, – сказал людям в назидание мудрый Святой Августин, – Они противоречат лишь нашим представлениям о законах природы». А уж он-то знал. Он – ведал! Александр Просандеев Источник |