КалейдоскопЪ"Чертово яблоко" или о внедрении картофеля в России |
В номере «Трудов» Вольного экономического общества за август 1770 года появилась первая в России научная статья про картофель. Этот корнеплод вообще имел в нашей стране тяжелую судьбу. Более 100 лет он никак не уживался с российским менталитетом. Рассказывают, что Петр I как-то прислал графу Шереметеву мешок картошки. Этим дело и кончилось. Заморский овощ как-то не пришелся русским людям по вкусу. К тому же его посыпали не солью, а сахаром. Так что удивляться нечему. Прошло много лет, и внедрением картофеля занялась Екатерина II. Народу объясняли, как бороться с голодом. Писали, что лучший способ «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются "потетес", а в иных местах "земляными грушами", "тортуфелями" и "картуфелями"». Бастьен-Лепаж Ж. «Октябрь - уборка картофеля» В самую непримиримую оппозицию к картофелю встали старообрядцы. «Яблоки эти - порождение дьявола!» - говорили они. Потому что «картофель есть отрождение того заветного яблока, за которое лишился блаженства первоначальный человек, и что когда оно с проклятиями было брошено на землю, то от него родился картофель, и, следовательно, семя сие есть антихристово». Существовала и другая версия. Картофель якобы вырос на могиле дочери некоего царя Мамерса. А дочь - «по наущению дьявола» - была распутницей. И кто съест картошину, тот сам станет распутником. И попадет в ад. Надо сказать, обе версии по-своему красивы. Новые времена В 1840 году Николай I - со свойственной ему решительностью - взялся за насаждение картофеля. Он, разумеется, хотел как лучше. Прошлый год был неурожайным, вот он и велел сажать картошку, чтобы с голоду не помирать. Кроме того, царь приказал издать специальные книжки, в которых объяснялось, как растить, хранить и употреблять в пищу картофель. Особо отличившихся в деле выращивания и поедания картофеля ждали ценные призы и премии. На беду, в это же время министр Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. В частности, вводил школы. Школы и картофель - этого крестьянские умы переварить не могли. Они решили, что их отдают в неволю. То есть передают помещику - этому самому Киселеву. Хуже того - они решили, что наступает конец света. И уже пришел антихрист. В образе того же «министера» Киселева. Антихрист заставляет сажать картошку, чтобы совратить в другую веру. Без картошки, естественно, в другую веру никак не совратить. Не будем анализировать крестьянскую логику. Важно, что начались «картофельные бунты». Крестьяне уничтожали посевы картофеля, а заодно старост и писарей. Если священник заступался за картошку, считалось, что он тоже перешел в «антихристову веру». Больше всех доставалось писарям. Крестьяне были уверены, что именно писари придумали сажать картошку. Поскольку писари ходили в кафтанах с пуговицами. А на пуговицах - печати. Печати, естественно, антихристовы. В бунтах приняло участие полмиллиона крестьян. Для их подавления пришлось использовать войска. Бунты подавили. Крестьян ссылали в Сибирь, отдавали в солдаты, прогоняли сквозь строй. Но картошка все равно не пользовалась популярностью. Зато потом правительство разрешило «свободную выкурку вина из картофеля на всех заводах и прием такого вина, спирта или водки наравне с хлебными». Из картошки начали делать спирт. И дело пошло. Крестьянам понравилось сажать картофель. А потом уж они его и на вкус распробовали. И превратилась картошка во «второй хлеб». Глеб СТАШКОВ Источник |