История России
- История России XVII–XVIII вв.
- История России XIX–XX вв.
- История России XX–начало XXI в.
- Пособие по истории Отечества
- История России. Смутное время
- Отечественная история
- История русских царей
- Русская история: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V
- Допетровская Русь
- История, мифы и боги древних славян
- Российская история в лицах
- Монгольское нашествие на Русь
История мира
История Первой мировой
- 1 августа 1914
- Первая мировая война
- Война и революция в России
- Сухопутные операции 1914-1918 гг.
- Правда о Первой мировой
- Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 годов
- Первая мировая война. Краткая история
- Великая Окопная война
- Балтийский флот в Первую мировую
- Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах
- Заговор против мира. Кто развязал Первую Мировую войну
- Генералы Великой войны. Западный фронт 1914–1918
- Первая мировая война
- Царская Россия во время мировой войны (1914 - 1915 гг.)
- Царская Россия накануне революции (1916 - 1917 гг.)
- Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата (часть I)
- Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата (часть II)
- Первая мировая война 1914—1918. Факты. Документы
- Европа в войне (1914 – 1918 г.г.)
- Наша кровь у Сморгони
- Брусиловский прорыв
- Воспоминания
История музыки
Избранные статьи
- Географические открытия русских путешественников X–XVII вв.
- Церковь и демократия
- Тайна могилы Седова
- Катастрофа стратостата «Осоавиахим-1»
- История Крыма
- Столетняя война: кризис рыцарства и усиление агрессивности в обществе
- Царская охота
- Мы из Кронштадта
- Юбилеи, которые мы выбираем
- Колыбель российской морской авиации
Информация
"Чертово яблоко" или о внедрении картофеля в России
В номере «Трудов» Вольного экономического общества за август 1770 года появилась первая в России научная статья про картофель. Этот корнеплод вообще имел в нашей стране тяжелую судьбу. Более 100 лет он никак не уживался с российским менталитетом. Рассказывают, что Петр I как-то прислал графу Шереметеву мешок картошки. Этим дело и кончилось. Заморский овощ как-то не пришелся русским людям по вкусу. К тому же его посыпали не солью, а сахаром. Так что удивляться нечему.
Прошло много лет, и внедрением картофеля занялась Екатерина II. Народу объясняли, как бороться с голодом. Писали, что лучший способ «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются "потетес", а в иных местах "земляными грушами", "тортуфелями" и "картуфелями"».
Порочный плод
При Екатерине картофель опять, что называется, не пошел. Некоторые историки уверяют, что крестьян смущало само название «картофель» - им якобы слышалось «крафт тойфельс». По-немецки это значит «чертова сила». Они, видимо, думают, что крестьяне в совершенстве владели немецким языком. Это, может, элите чего-то такое слышалось. По крайней мере, княгиня Голицына считала, что сажать картофель - непатриотично. А патриотично - сажать репу.
Лучшие умы оспаривали это утверждение. Агроном Болотов первым начал сажать картошку не на клумбах, а на грядках. До него сажали на клумбах, как цветы. Он же сочинил и первую научную статью про картошку - «Примечания о картофеле».
А Пушкин любил печеный картофель. Но это - лучшие умы. Узок был круг этих людей, и страшно далеки были они от народа.
Бастьен-Лепаж Ж. «Октябрь - уборка картофеля»
В самую непримиримую оппозицию к картофелю встали старообрядцы. «Яблоки эти - порождение дьявола!» - говорили они. Потому что «картофель есть отрождение того заветного яблока, за которое лишился блаженства первоначальный человек, и что когда оно с проклятиями было брошено на землю, то от него родился картофель, и, следовательно, семя сие есть антихристово».
Существовала и другая версия. Картофель якобы вырос на могиле дочери некоего царя Мамерса. А дочь - «по наущению дьявола» - была распутницей. И кто съест картошину, тот сам станет распутником. И попадет в ад. Надо сказать, обе версии по-своему красивы.
Новые времена
В 1840 году Николай I - со свойственной ему решительностью - взялся за насаждение картофеля. Он, разумеется, хотел как лучше. Прошлый год был неурожайным, вот он и велел сажать картошку, чтобы с голоду не помирать. Кроме того, царь приказал издать специальные книжки, в которых объяснялось, как растить, хранить и употреблять в пищу картофель. Особо отличившихся в деле выращивания и поедания картофеля ждали ценные призы и премии.
На беду, в это же время министр Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. В частности, вводил школы. Школы и картофель - этого крестьянские умы переварить не могли. Они решили, что их отдают в неволю. То есть передают помещику - этому самому Киселеву. Хуже того - они решили, что наступает конец света. И уже пришел антихрист. В образе того же «министера» Киселева. Антихрист заставляет сажать картошку, чтобы совратить в другую веру. Без картошки, естественно, в другую веру никак не совратить.
Не будем анализировать крестьянскую логику. Важно, что начались «картофельные бунты». Крестьяне уничтожали посевы картофеля, а заодно старост и писарей. Если священник заступался за картошку, считалось, что он тоже перешел в «антихристову веру». Больше всех доставалось писарям. Крестьяне были уверены, что именно писари придумали сажать картошку. Поскольку писари ходили в кафтанах с пуговицами. А на пуговицах - печати. Печати, естественно, антихристовы.
В бунтах приняло участие полмиллиона крестьян. Для их подавления пришлось использовать войска. Бунты подавили. Крестьян ссылали в Сибирь, отдавали в солдаты, прогоняли сквозь строй. Но картошка все равно не пользовалась популярностью.
Зато потом правительство разрешило «свободную выкурку вина из картофеля на всех заводах и прием такого вина, спирта или водки наравне с хлебными». Из картошки начали делать спирт. И дело пошло. Крестьянам понравилось сажать картофель. А потом уж они его и на вкус распробовали. И превратилась картошка во «второй хлеб».
Глеб СТАШКОВ
Источник
Другие новости по теме:
Прошло много лет, и внедрением картофеля занялась Екатерина II. Народу объясняли, как бороться с голодом. Писали, что лучший способ «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются "потетес", а в иных местах "земляными грушами", "тортуфелями" и "картуфелями"».
Порочный плод
При Екатерине картофель опять, что называется, не пошел. Некоторые историки уверяют, что крестьян смущало само название «картофель» - им якобы слышалось «крафт тойфельс». По-немецки это значит «чертова сила». Они, видимо, думают, что крестьяне в совершенстве владели немецким языком. Это, может, элите чего-то такое слышалось. По крайней мере, княгиня Голицына считала, что сажать картофель - непатриотично. А патриотично - сажать репу.
Лучшие умы оспаривали это утверждение. Агроном Болотов первым начал сажать картошку не на клумбах, а на грядках. До него сажали на клумбах, как цветы. Он же сочинил и первую научную статью про картошку - «Примечания о картофеле».
А Пушкин любил печеный картофель. Но это - лучшие умы. Узок был круг этих людей, и страшно далеки были они от народа.
Бастьен-Лепаж Ж. «Октябрь - уборка картофеля»
В самую непримиримую оппозицию к картофелю встали старообрядцы. «Яблоки эти - порождение дьявола!» - говорили они. Потому что «картофель есть отрождение того заветного яблока, за которое лишился блаженства первоначальный человек, и что когда оно с проклятиями было брошено на землю, то от него родился картофель, и, следовательно, семя сие есть антихристово».
Существовала и другая версия. Картофель якобы вырос на могиле дочери некоего царя Мамерса. А дочь - «по наущению дьявола» - была распутницей. И кто съест картошину, тот сам станет распутником. И попадет в ад. Надо сказать, обе версии по-своему красивы.
Новые времена
В 1840 году Николай I - со свойственной ему решительностью - взялся за насаждение картофеля. Он, разумеется, хотел как лучше. Прошлый год был неурожайным, вот он и велел сажать картошку, чтобы с голоду не помирать. Кроме того, царь приказал издать специальные книжки, в которых объяснялось, как растить, хранить и употреблять в пищу картофель. Особо отличившихся в деле выращивания и поедания картофеля ждали ценные призы и премии.
На беду, в это же время министр Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. В частности, вводил школы. Школы и картофель - этого крестьянские умы переварить не могли. Они решили, что их отдают в неволю. То есть передают помещику - этому самому Киселеву. Хуже того - они решили, что наступает конец света. И уже пришел антихрист. В образе того же «министера» Киселева. Антихрист заставляет сажать картошку, чтобы совратить в другую веру. Без картошки, естественно, в другую веру никак не совратить.
Не будем анализировать крестьянскую логику. Важно, что начались «картофельные бунты». Крестьяне уничтожали посевы картофеля, а заодно старост и писарей. Если священник заступался за картошку, считалось, что он тоже перешел в «антихристову веру». Больше всех доставалось писарям. Крестьяне были уверены, что именно писари придумали сажать картошку. Поскольку писари ходили в кафтанах с пуговицами. А на пуговицах - печати. Печати, естественно, антихристовы.
В бунтах приняло участие полмиллиона крестьян. Для их подавления пришлось использовать войска. Бунты подавили. Крестьян ссылали в Сибирь, отдавали в солдаты, прогоняли сквозь строй. Но картошка все равно не пользовалась популярностью.
Зато потом правительство разрешило «свободную выкурку вина из картофеля на всех заводах и прием такого вина, спирта или водки наравне с хлебными». Из картошки начали делать спирт. И дело пошло. Крестьянам понравилось сажать картофель. А потом уж они его и на вкус распробовали. И превратилась картошка во «второй хлеб».
Глеб СТАШКОВ
Источник
Другие новости по теме:
Просмотров: 1534 | Дата: 2-04-2015 | Версия для печати |
При использовании материалов сайта ссылка на s-a-m-p-o.ru обязательна!