Структура римской общины. Патриции и плебеи
Структура римской общины была типично родовой: полноправное население составляли патриции, плебеи были лично свободны, но не входили в родовую общину. После установления республиканского правления оформилось политическое устройство Римского государства. Ведущую роль продолжал играть сенат, народное собрание формально продолжало оставаться высшим органом власти. Знать составляла привилегированное сословие, противостоящее неполноправному плебсу. Это обусловливало основное содержание раннереспубликанской истории – борьбу между патрициатом и плебсом.
Борьба разворачивалась вокруг двух основных вопросов: аграрного и политического, которые были взаимосвязаны. У патрициев и плебеев в Риме были различные формы землевладения: плебеи владели землей на правах частной собственности; патриции – по принципу античного землевладения: фонд неразделенной общественной земли – ager publi-cus (общественное поле), постепенно растущий в ходе завоеваний Рима, считался владением всей патриционной общины. Патриции, будучи военными вождями, стремились увеличить свои личные участки за счет общественного поля, чего не могли сделать плебеи.
Оригинальной формой борьбы плебса стали так называемые сецессии (уход плебеев из Рима). По сообщению Тита Ливия, первая сецессия состоялась в 494 г. до н. э.: плебеи отказались выступать в военный поход и удалились из Рима на Священную гору. В результате со стороны патрициев последовали первые уступки: была создана специальная магистратура народных трибунов, которые могли избираться только из плебеев, и пользовались всеми правами магистратов. Их обязанностью стала защита плебса от произвола патрициальных магистратов, для чего они получили право вето (veto – запрещаю).
Необходимость защиты от произвола суда стала причиной требований плебса провести кодификацию законов. Однако только в 449 г. дело было доведено до конца и законы на 12 медных досках (законы XII таблиц) были выставлены для обозрения. Законы были в основном гражданскими и уголовными (защищалась частная собственность, оформлялось долговая кабала), крайне жестокими и характеризовались причудливым смешением родового и нового права (признавалась и родовая месть и штрафы).
Десятилетняя борьба трибунов Лициния и Секстия окончилась принятием их законопроектов в 367 г. до н. э.: владение общественной землей ограничивалось нормой в 500 югеров (125 га); решался и политический вопрос: должность консулов восстанавливалась с важной оговоркой – один из консулов обязательно должен быть выходцем из плебеев.
Важной реформой отношений между плебсом и патрициатом стало включение в списки не только городских, но и сельских триб граждан, не имеющих земельной собственности.
Помимо указанной реформы цензор (312 г.) Атний Клавдий начал практику внесения в списки сената сыновей вольноотпущенников. После того как городской плебс был приравнен к землевладельцам, произошло приравнивание денежного ценза к земельному. В IV в. до н. э. все должности стали доступны римскому плебсу. В 287 г. диктатор Квинт Гортензий придал решениям трибутных комиций законодательную силу; этот год принято считать годом завершения борьбы между плебеями и патрициями, результаты которой привели к изменениям социальной структуры Римского государства. Окончательно сложились римские сословия: в результате слияния верхушки плебса и патрициата возник нобилитет, термин «плебс» приобрел новый смысл: потеряв свою социальную значимость, он распространился на низшие слои общества в имущественном смысле. Произошла умеренная демократизация управленческих структур.