Формирование инновационной модели экономического роста
Распространение современных компьютерных технологий способствовало не только обновлению технологической базы производства, но и переходу к принципиально новым формам поиска, переработки и преобразования информации. Информация начала рассматриваться как ключевой ресурс экономического роста. Естественно, что само по себе накапливание информации не может заменить материальное, «вещественное» производство. Но современные способы анализа и обмена информацией качественно изменяют все экономическое пространство. Упорядоченность и целенаправленность развития производства достигаются теперь не за счет централизованного административного регулирования, а благодаря программированию и прогнозированию, осуществлению постоянного мониторинга, моделированию различных производственных ситуаций. Использование компьютерной технологии почти полностью исключает из стадии проектирования изготовление опытных образцов. Тем самым проектирование приобретает виртуальный характер, что не только сокращает издержки, но и значительно расширяет возможности творческого поиска. К тому же благодаря глобальной информационной системе резко ускорился обмен знаниями. Появилась возможность быстро осваивать новейшие достижения и сосредоточивать огромный интеллектуальный потенциал на наиболее перспективных направлениях научно-производственного прогресса.
Информатизация общественного производства привела к формированию на рубеже XX–XXI вв. инновационной модели экономического роста. И н н о в а ц и я – это комплексный процесс создания, распространения и использования технических, технологических, организационных и иных новшеств. От обычных нововведений инновационный процесс отличается планомерным характером, направленностью на перспективу, тесной взаимосвязью фундаментальных и прикладных разработок, проектирования и экспериментальной апробации. В этом смысле инновационный характер может носить человеческая деятельность практически в любой сфере жизни. В области научно-промышленных исследований инновационный процесс позволяет впервые в истории перейти от накапливания отдельных технических и организационных нововведений к планомерной смене поколений техники и технологии. Новаторство превращается в неотъемлемую черту любого производства. Конкурентная борьба все в большей степени перемещается с товарных рынков в исследовательскую область, сферу НИОКР. Соперничество в материализации новых идей и открытий, в скорости и эффективности их коммерческого внедрения вытесняет традиционную ценовую конкуренцию.
Инновационное предпринимательство стирает грань между различными стадиями и направлениями общественного воспроизводства. Оно представляет собой целостную систему действий, направленных на разработку, освоение и реализацию технических и коммерческих нововведений. Инновационный процесс охватывает не только все этапы жизненного цикла любого изделия (от возникновения идеи до ее рыночного внедрения), но и дальнейшее совершенствование качества товара, его потребительских свойств, а также научно-исследовательские и конструкторские разработки новых поколений продукции.
В условиях инновационной экономики научно-технические исследования, производственное проектирование и планирование, инвестиционная деятельность, организация экспериментального и массового производства, коммерческая реализация теснейшим образом взаимосвязаны. Предприниматели вынуждены руководствоваться не только критериями качества продукции, но и понятием «жизненный цикл» каждого изделия, исходить из того, что ни одно нововведение не может обеспечить коммерческий успех на длительный период времени. Многие виды продукции морально устаревают уже на ранней стадии массовой реализации. Поэтому насущными задачами становятся построение гибкой системы производства, основанной на постоянном обновлении технологической базы и номенклатуры товаров, ускоренное внедрение результатов научно-технических и опытно-конструкторских исследований.
Огромную роль в формировании инновационной модели экономического роста сыграло возрождение малого и среднего бизнеса. К этой категории за рубежом относят предприятия с числом рабоающих до 100–500 человек и годовым объемом продаж до 5—50 млн долл. Традиционная для малого бизнеса уязвимость (нехватка стартового капитала, трудность выхода на мировой рынок, ограниченные возможности маркетинга) компенсируется его большей маневренностью на рынке, простотой системы управления, минимальной конфликтностью в трудовых отношениях, готовностью к рискованным нововведениям, возможностью быстро перепрофилировать производство и адаптировать его к смене потребительских настроений, социально-экономическим, демографическим и культурным особенностям конкретного региона.
Малый бизнес – это своего рода антипод стандартизированного массового производства, сфера экономической деятельности с очень высокой степенью индивидуализации труда, творческой свободы и самореализации работников. Этот сектор обеспечивает маневренность, пластичность современной экономики, высокий уровень инновационной активности. Потребляя лишь 2–5 % от общей суммы расходов на НИОКР, он обеспечивает до 50 % всех нововведений, поступающих на мировой рынок. Таким образом, эффективность новаций на малых предприятиях значительно выше. По данным Национального научного фонда США, в 1990-х гг. на каждый доллар, вложенный в НИОКР фирмой с численностью работающих до 100 человек, осуществлялось нововведений в 4 раза больше, чем на предприятиях с числом занятых 100—1000 человек, и в 24 раза больше, чем на предприятиях, где занятость превышала 1000 человек.
Возросшая в условиях инновационной экономики роль малого бизнеса не свидетельствует об упадке крупного предпринимательства. Ограниченность финансовых и производственных ресурсов не позволяет мелким предприятиям обеспечить многосерийное производство новых продуктов. Поэтому массовый рынок по-прежнему является «зоной ответственности» крупного, преимущественно транснационального, капитала. В 1990-х гг. под непосредственным управлением крупных корпораций находилось более / всех производственных активов мира, / внешнеторгового оборота и 80 % массово внедряемых новых технологий. Но традиционные модели массового производства оказываются неэффективными в условиях инновационной экономики. Это заставляет крупные корпорации переходить от стратегии вытеснения малого бизнеса к сотрудничеству с ним. Формы такого взаимодействия различны – от прямого производственного кооперирования (в конце XX в. более 50 % стоимости готовых изделий крупных компаний формировалось за счет поставок комплектующих изделий и услуг малых компаний) до разнообразных франчайзерских отношений.
Система франчайзинга сформировалась в 1960-х гг. как практика продажи лицензий на использование торговой марки фирмы. В современных условиях франчайзинг превратился в разветвленную систему взаимосвязей крупных корпораций с тысячами мелких поставщиков, дилеров и дистрибьютеров. Корпорации, выступающие в роли франчайзеров, снабжают «дочерние» фирмы (франчайзи) товарами, технологией, оказывают маркетинговые услуги, но предписывают формы, сроки и регион действий. Франчайзи, сохраняющие полную юридическую и финансовую самостоятельность, получают возможность соединить выгодные особенности малого маневренного бизнеса с технологической мощью поддерживающих их крупных корпораций. Подобный альянс позволяет значительно уменьшить степень предпринимательских рисков в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. В начале XXI в. более половины продукции на мировом рынке реализовывалось через систему франчайзинга.
Формирование инновационной модели экономического роста заставило пересмотреть и принципы внутренней организации корпоративного бизнеса. Конгломераты с характерной для них максимальной автономией внутренних подразделений и широкой производственной специализацией были очень эффективными в условиях структурного экономического кризиса 1970-х гг. Но в эпоху информационной революции они не смогли обеспечить сосредоточение финансовых и научно-промышленных ресурсов на наиболее перспективных направлениях производства. Возникла необходимость создания смешанной организационной модели производства, соединяющей преимущества конгломератов и концернов. Решением этой проблемы стал переход к сетевой корпоративной структуре.
Сетевая модель корпорации, подобно конгломератам, основывается на преобладании горизонтальных связей. Разделение труда в такой системе не регулируется жесткой административной иерархией и сохраняет значительную вариативность. Но в отличие от муль-тидивизиональной структуры во взаимоотношениях внутренних подразделений корпорации не действует рыночный принцип. Напротив, обеспечивается тесная координация и кооперация их действий. Это позволяет добиваться реализации единых стратегических целей корпорации при сохранении специфики каждого подразделения.
Гибкость рыночной стратегии современных корпораций достигается не прорывом на новые отраслевые рынки, а растущим многообразием ассортимента базовой продукции, ее моделей и модификаций, повышением уровня качества и сервисного обслуживания. Информационная революция привела к укреплению взаимосвязи маркетинговой деятельности с НИОКР. Разработка долговременной стратегии на рынке осуществляется в качестве опережающего заказа для производства, а перспективные технологические идеи внедряются в маркетинговые программы еще на стадии их доработки и экспериментального апробирования.
Использование информационных технологий в маркетинговой деятельности позволяет перейти от традиционной рекламы к активному диалогу с потребителем. Массовый спрос, ориентированный на общепризнанные, престижные атрибуты потребительской корзины, сменяется дифференцированными запросами, которые отражают социокультурную специфику той или иной страны или региона, возрастной или социальной группы. В структуре потребительского спроса все большую роль играют личностные факторы, стремление к самореализации, поиску собственного стиля жизни.
Итак, развитие информационных технологий и формирование на этой основе инновационной модели экономического роста радикально меняют весь характер общественного производства. От жесткого выбора между ресурсозатратной и ресурсосберегающей моделями общество переходит к информационной экономике с «нелимитированной» ресурсной базой. Основным «нелимитированным» ресурсом является информация, поскольку при потреблении она не истощается, а накапливается. Знания не ограничены пространством, они неотчуждаемы в качестве товара, не имеют предельного объема и не подвержены перепроизводству. Структура их себестоимости уникальна – основная часть издержек приходится на предварительный период разработки, тогда как себестоимость массово потребляемых информационных ресурсов непропорционально мала. В информационной экономике принципиально меняется и роль «человеческого фактора». Из носителя (пассивного пользователя) информации человек превращается в ее творца (активного пользователя). Способность к моделированию, прогнозированию, синтезу информации становится ключевым критерием профессионализма. Динамика экономического роста оказывается тесно связанной с творческими, креативными способностями человека.