Временное правительство
Поначалу либеральное Временное правительство пользовалось популярностью. Невзирая на продолжавшуюся войну, оно осуществило радикальную демократизацию общества. Были провозглашены все мыслимые политические свободы, отменена смертная казнь, объявлена амнистия и т. д. Окончательно разрешить вопросы о власти, земле и другие ключевые проблемы предполагалось на всенародно избранном Учредительном собрании, созыв которого планировался сначала на лето, а затем на осень 1917 г.
Весной 1917 г. Временное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, для подготовки аграрной реформы были созданы земельные комитеты. Было объявлено о введении государственной хлебной монополии (весь товарный хлеб подлежал продаже государству по твердым ценам) и карточной системы на основные продукты питания. Однако слабость власти и нараставшая инфляция не позволили как следует реализовать эти меры и стабилизировать продовольственное снабжение городов. Правительство узаконило возникшие на предприятиях выборные органы рабочих – фабзавкомы. Для достижения «классового мира» были созданы министерства труда и призрения (последнее взяло на себя функции бывших благотворительных обществ). На предприятиях явочным путем был введен восьмичасовой рабочий день, но правительство его не узаконило. Осуществлению земельной и других крупных социально-экономических реформ препятствовала война, консервативная позиция кадетов, но главным образом – угроза экономической и политической дестабилизации.
Временное правительство слабо контролировало ситуацию в стране и вынуждено было считаться с сильными и самостоятельными Советами, а также с общественными исполнительными комитетами, земствами и другими общественными организациями. Фактически в России существовало двоевластие (Временное правительство – Советы), а в каком-то смысле даже многовластие. Феномен двоевластия был следствием не только раздробленности власти, но и сохранявшегося глубинного раскола «верхов» и «низов» общества.
Стремясь обезопасить себя от контрреволюции и поддавшись давлению солдатских масс, Временное правительство провело радикальную «демократизацию» армии, включавшую чистку высшего командного состава, введение комиссаров для наблюдения за политической лояльностью офицеров, отмену смертной казни, военно-полевых судов и узаконение солдатских комитетов, ставших фактически параллельной властью. Все это привело к резкому падению дисциплины и разложению армии. За пять месяцев после Февральской революции число дезертиров в среднемесячном исчислении выросло в 5 раз! Кроме того, была ликвидирована старая полиция. Но новая милиция была слаба и ненадежна. Фактически ей противостояли формировавшиеся из рабочих дружин отряды Красной гвардии. Таким образом, Временное правительство лишилось надежных «силовых структур» и с трудом могло противостоять революционной стихии.
Ослабляло правительство и отсутствие прочной опоры на местах. Отстранение от власти руководителей старой администрации после Февраля 1917 г. и попытки опереться на земства, а затем на общественные исполнительные комитеты не позволили восстановить надежную «вертикаль власти». Отчасти это объясняется усилением роли Советов. Поддержка ими Временного правительства была условна. Нередко они предпринимали действия, шедшие гораздо дальше или вразрез с его политикой.
Роспуск 25 февраля 1917 г. IV Думы, лишивший либералов важнейшей их позиции, и фактическое отречение Михаила крайне затруднили формирование стабильной демократической власти и возможность маневра для Временного правительства, тем более в условиях продолжавшейся мировой войны. Сказалась слабость институционных основ российской демократии, социокультурный раскол «низов» и «верхов» общества и «неконсенсусная», конфликтная политическая культура, которая стала доминировать с началом революционной эпохи в России.