Эпоха «бури и натиска» и творчество Гёте
Немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) родился в состоятельной семье. Он учился в Лейпцигском и закончил Страсбургский университет, получив степень доктора права. Гёте знал юридические, естественные науки, медицину, несколько иностранных языков, был одним из самых образованных людей своего времени, олицетворяя собой приход Просвещения в Германию.
Гёте рано начал писать стихи. Он был знаком с философом И. Г. Гердером, с деятелями эпохи «Бури и натиска», интересовался народной поэзией. Из уважения к отцу занимался юридической практикой. Литературное движение, известное по названию одноименной драмы немецкого писателя Ф. М. Клангера «Sturm und Drang» («Буря и натиск»), объединяло в 70–80-х гг. XVIII в. сторонников просветительского гуманизма против нормативной эстетики классицизма. Главным теоретиком был Гердер. В драме, прозе, стихах молодых И. В. Гёте, Ф. Шиллера и других пропагандировалось свободное изъявление чувств, изображались сильные страсти. Данное течение было названо романтизмом и получило широкое распространение по всей Европе, не обойдя стороной и Россию. Важной стороной течения «Бури и натиска» было обращение к проблемам национального своеобразия искусства. В Германии, на территории которой размещались десятки и сотни мелких княжеств и владений, проблема национальной идентичности стояла весьма остро. Идейные предпосылки будущего объединения Германии закладывались молодыми творцами, среди которых видное место занимал Гёте.
Гёте начинал с увлечения античностью и эпикурейством. Защищал свободу чувств, частной жизни. «Страдания молодого Вертера» (1774), сентиментальная история о романтической любви с трагической развязкой, принесла ему общеевропейскую известность. Это произведение утверждало ценность частной жизни. Писатель обратил внимание на свободу чувства ничем не примечательного героя. «Страдания молодого Вертера» породили множество подражаний в литературе, способствовали усилению внимания к внутреннему миру так называемых маленьких людей.
Гёте в полной мере осознавал переломный характер эпохи, в которой жил, особенно роль Французской революции. «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришел к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг», — писал он в одном из писем.
С 1775 г. Гёте проживал в Веймаре и даже возглавлял правительство в герцогстве Веймарском. Здесь же он входил в масонскую ложу. В быту был скромен и не стремился к богатству. Отношения с Кристиной Вульпиус были узаконены в 1806 г.
Гёте продолжал заниматься литературным творчеством, поражая современников разнообразием тем и поднимаемых проблем. В стихотворных циклах «Римские элегии» (1790) и «Западно-восточный диван» (1814–1819) Гёте восхищался античностью и способностью наслаждаться жизнью. «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821–1829) представляют собой классический образец романа воспитания, соединенного с социальной утопией. Свободолюбивые мотивы веймарский государственный деятель позволил себе в пьесах на исторические, мифологические и бытовые сюжеты и в тираноборческой драме «Эгмонт» (1788). Гёте оставил и автобиографическую книгу — «Поэзия и правда» (1811–1813).
В трагедии «Фауст» (1808–1832), которую биографы Гёте рассматривают как его итоговое философское сочинение, ставятся главные вопросы бытия, осмысляется конфликт «божественного» и «дьявольского» в человеческой природе. В центре внимания мыслителя и поэта поиски смысла жизни, вечное стремление человека постигнуть тайну мироздания. Гёте прославлял творческие силы человека. Он задавался вопросом о возможностях и пределах человеческого разума и духа.
Кроме того, Гёте оставил ряд научных трудов о метаморфозе растений, цвете, минералах. Он рассматривал всю природу и все живое как единое целое. Такой подход был важен в эпоху, когда наука стала занимать не последнее место в жизни народов Европы.