КалейдоскопЪ

Герои и антигерои

Джон Бут у истоков американского терроризма

Некоторые исторически неграмотные люди убеждены в том, что политический терроризм родился в России в процессе охоты народовольцев на царя-освободителя. На самом деле политический терроризм существовал с момента появления государства и является его неотъемлемой чертой. Ярким примером политического терроризма является убийство политических противников по спискам, которое практиковалось в Древнем Риме и называлось проскрипцией.

В США президент Авраам Линкольн был смертельно ранен 14 апреля 1865 г., в конце первого десятилетия правления Александра II, когда до выстрела Дмитрия Каракозова оставался еще год (4 апреля 1866 г.).

Авраама Линкольна застрелил Джон Уилкс Бут, родившийся в актерской семье Бутов в 1838 г. Его отец и старший брат играли героев У. Шекспира. Будущий убийца президента Линкольна дебютировал в семнадцать лет и скоро стал довольно известным актером.

В шестнадцать лет (1854) Джон добровольцем участвовал в подавлении выступления Джона Брауна в Харперс-Ферри. Во время Гражданской войны между Севером и Югом был тайным агентом Конфедерации, участвовал в правительственном заговоре, целью которого было похищение или убийство Авраама Линкольна, а также основных членов правительства США. Такая брутальная акция должна была запугать противника и парализовать его волю. Это и называется политическим террором.

Бут не был занят в театре Форда в Вашингтоне, когда шла комедия «Мой американский кузен». Он хорошо знал здание и саму пьесу. В ложу президента он вошел как раз под взрыв хохота зрителей, который заглушил звук выстрела. «Так всегда будет с тиранами», — якобы сказал при этом Бут.

Успешное покушение произошло 14 апреля, но Буту удалось скрыться. Через десять дней его нашли в амбаре, который окружили и подожгли. Бут вышел и был смертельно ранен выстрелом в шею. «Передайте моей матери, что я умер, сражаясь за свою страну», — вроде как сказал при этом Бут.

Когда Рысаков бросил первую бомбу в карету с Александром II, то карета развалилась, а контуженный Александр II почему-то пошел как раз в сторону Игнатия Гриневицкого. «Ну вот, слава Богу!», — сказал царь, полагая, что сумел избежать смерти в результате очередного покушения. «А слава ли Богу?», — якобы сказал народоволец и бросил бомбу между собой и императором. И кто же услышал, запомнил и записал все эти слова? Гриневицкий, который умер через двадцать минут? Александр II, который умер через два часа? Кто-то из охраны или из прохожих, оставшихся в живых? Или Софья Перовская, руководившая террористическим актом?

Кто стоял за Бутом в апреле 1865 г.? Кто стоял за теми, кто убил Джона Кеннеди в ноябре 1963 г.? Это вряд ли важно. Не столь важно и то, что «послание» было отправлено. В политической борьбе все средства хороши.


Яндекс.Метрика