Почему наша взяла? Советские люди против сверхчеловеков
Как известно, Отто фон Бисмарк (см. выше) сказал: «Германия победила в войне с Францией благодаря прусскому учителю». Словосочетание «как известно» говорит о том, что определенный афоризм, хлесткий эпитет не только утвердился в общественном сознании, стал хрестоматийным, но и превратился в некую аксиому, которая может служить отправной точкой для последующих умственных упражнений. Благодаря привычке подвергать все сомнению любой желающий может установить, что нечто подобное действительно произносилось.
Но похожие слова принадлежат не «железному канцлеру», а профессору географии из Лейпцига Оскару Пешелю (1826–1875). И относились они не к войне с Францией, а к более ранней войне. В газете «Заграница» О. Пешель писал: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Речь шла о разгром австрийцев пруссаками в битве при Садовой (1866).
Во «всем известной» фразе то ли Бисмарка, то ли еще кого сформулирована приятная для педагогической корпорации мысль о важной роли учителя в формировании нации, ее интеллектуального потенциала, морали, духа и прочего. Автору, несмотря на почти сорокалетнюю принадлежность к научно-педагогическому сообществу, знаменитое изречение представляется красивой, но пустой побрякушкой. Правители всегда готовы сказать что-нибудь приятное в адрес педагогической интеллигенции, лишь бы зарплату достойную не платить!
Сами по себе учителя не могут подготовить достойных воинов, граждан своей страны, готовых ее защищать даже ценой собственной жизни. И не могут отвечать за то, что какая-то часть выпускников школ гражданами-патриотами своей страны не является. Каждое новое поколение в истории каждой нации формировалось и формируется под влиянием целой совокупности факторов, среди которых школа играет свою немаловажную роль. И что же это за факторы?
Во-первых, это состояние семьи, в которой будущие граждане делают свои первые шаги, учатся чистить зубы, выполнять поручения во имя других, слушают мнения об окружающей жизни, о начальниках, о государстве и т. д.
Во-вторых, это реальная окружающая жизнь во всех ее проявлениях, в ценностях и нормах конкретного исторического периода, которые называются моралью, неписаными правилами.
В-третьих, это писаные правила — многочисленные нормы, являющиеся обязательными, так как они исходят от государства, от церкви.
В-четвертых, это самовоспитание — не только то, что человек воспринимает из семьи, из окружающей жизни, из государственного диктата или государственной идеологии, но и то, что он в конце концов принимает и чем реально руководствуется в своих действиях.
В конкретный исторический период, с 22 июня 1941 г. до 9 мая 1945 г., столкнулись действительно две системы, две идеологии, две морали, два народа, воспитанных и подготовленных в соответствии с совершенно разными установками.