Кто первый сказал «мяу»? Джон Мейнард Кейнс, Уильям Беверидж и Людвиг Эрхард
За XX в. мир изменился коренным образом. В России дважды поменялся общественный строй. В западном мире в 20–30-x гг. развернулась масштабная модернизация всех сфер жизни. Эта всемирная перестройка стала результатом изменений, происходивших на планете под влиянием и после победы Великой российской революции 1917 г. В процессе переосмысления того, что такое хорошо и что такое плохо для своих стран и мира в целом, участвовало немало умных людей, каждый из которых заслуживает отдельного внимания.
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс родился в 1863 г. в Кембридже в семье известного преподавателя экономики и философии. Мать знаменитого экономиста была первой женщиной — мэром Кембриджа. Кейнс учился в Итоне, рос и развивался в блестящем интеллектуальном окружении. Работал Кейнс по специальности в Департаменте по делам Индии, в Министерстве финансов. После защиты диссертации преподавал в королевском колледже.
Кейнс был успешным инвестором и коллекционером, он оставил после своей смерти в 1946 г. довольно приличное состояние. С 1919 г. он был членом правления нескольких финансовых компаний, входил в редакционные коллегии ряда журналов, консультировал правительство.
Свои взгляды на развитие мировой экономики, значение правильной денежнокредитной политики Д. М. Кейнс излагал в книгах «Трактат о денежной реформе», «Трактат о деньгах» и в главном труде — «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Однако мирового кризиса 1929 г. он предсказать не смог и потерял все свои сбережения.
Кейнс отличался гомосексуальными наклонностями, но в шестьдесят лет женился на русской балерине Лидии Лопуховой. Он несколько раз бывал в СССР, и его критика капитализма положительно воспринималась в нашей стране.
Во время войны Кейнс был консультантом правительства (советником министра финансов), стал членом палаты лордов, президентом Эконометрического общества. Английский экономист участвовал в разработке Бреттон-Вудской системы.
Суть «кейнсианской революции» заключалась в обосновании необходимости активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства.
Макроэкономика — это наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков, совокупность экономических явлений. Кейнс считал, что рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причиной является стремление предпринимателей сберечь часть доходов. Совокупный спрос оказывается меньше совокупного предложения. Люди хотят кушать, а капиталисты не склонны их кормить просто так. Поэтому государство, по мнению Кейнса, должно влиять на совокупный спрос. Оно может увеличить денежную массу, повысив заработную плату государственным служащим. Государство может снизить ставки процента по получаемым кредитам, чем стимулируется инвестиционная деятельность. Государство может финансировать крупные общественные работы или проекты.
Кейнс впервые понятно объяснил действующую цепочку. Падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства приводит к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнению наемных работников крупными предприятиями и резкому росту безработицы. У безработных низкие доходы, и они плохие покупатели. Это обусловливает дальнейшее падение спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг. Экономика оказывается в состоянии хронической депрессии.
Поэтому, по мнению Кейнса, на арене должно появиться государство. Оно делает крупный заказ предприятиям. Они нанимают рабочую силу. Рабочие тратят заработную плату на потребительские товары. Совокупный экономический спрос повышается. Происходит рост совокупного предложения товаров и услуг, общее оздоровление экономики. Идеи Кейнса легли в основу нового курса Ф. Д. Рузвельта.
В 1879 г. в Индии родился Уильям Генри Беверидж. Он учился в Оксфордском университете. В 1902–1909 гг. Беверидж был научным сотрудником кафедры гражданского права Юниверсити-колледжа Оксфордского университета. Он увлекался экономикой и социологией. К тому же в 1905–1908 гг. Беверидж был членом совета Лондона по безработице, председателем комитета по трудоустройству безработных. В 1909 г. он стал директором биржи труда и членом правления департамента занятости министерства торговли. Во время Первой мировой войны работал в министерстве продовольствия, став его постоянным секретарем. Следует обратить внимание на то, что в 1919–1937 гг. Беверидж являлся директором Лондонской школы экономических и политических наук.
В конце 1942 г. появился доклад, который получил название «План Бевериджа по социальному обеспечению». К этому моменту Уильям Беверидж был председателем Постоянного комитета по страхованию от безработицы, заместителем министра труда, членом Британской академии и президентом Королевского экономического общества. В «Плане» Бевериджа предусматривались меры, которые позволили бы добиться «всеобщей занятости». Предлагалось организовать общественные работы, установить полный контроль над внешней торговлей, ввести обязательное государственное страхование, создать министерство социальной службы.
«План» Бевериджа получил широкую общественную поддержку, а сам он осенью 1944 г. стал депутатом палаты общин. Уинстон Черчилль потерял пост премьер-министра, а лейбористы начиная с 1946 г. реализовали многие из положений «Плана» Бевериджа в мощном социальном законодательстве.
Взгляды Уильяма Бевериджа были им изложены в ряде трудов — «Полная занятость в свободном обществе» (1944), «Почему я либерал» (1945), «Добровольное действие» (1945), «Защита свободного образования» (1959). Умер теоретик английской версии социального государства в 1963 г.
Германия после войны представляла собой, по выражению одного из журналистов, «кучу мусора, в которой копошатся 40 миллионов немцев». А к концу 50-х гг. XX в. в международный лексикон вошло выражение «немецкое экономическое чудо». У этого «чуда», кроме американцев, были авторы из числа «аборигенов» — Конрад Аденауэр (см. ниже) и Людвиг Эрхард.
Людвиг родился в семье мелкого предпринимателя в 1897 г. В детстве он перенес полиомиелит, а в 1918 г. был тяжело ранен в левое плечо. Он получил экономическое образование во Франкфуртском университете. Нацизм Людвиг Эрхард не принимал, ушел из Института по изучению конъюнктуры и работал в небольшом исследовательском центре. Осенью 1945 г. он был министром экономики Баварии и начальником особого отдела по вопросам денег и кредита при Экономическом совете Бизонии (объединенной англо-американской зоны оккупации Германии).
В 1948 г. началась реформа, в результате которой в Германии возникло социальное рыночное хозяйство. Идеологию Эрхарда также называли «третий путь», «солидаризм» и «ордолиберализм». В данной модели сочетались идеи эффективной рыночной экономики, доминирование частной собственности и экономическая свобода, государственное регулирование и философия социальной ответственности. Государству отводилась надзорная и регулирующая роль с задачей создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, эффективного законодательства. В ФРГ имелась дисциплинированная рабочая сила, военные расходы были минимальными, а по «плану Маршалла» и другим программам страна получила немалую помощь от США (около 3,9 миллиарда долларов).
В условиях начавшейся холодной войны США нуждались в сильных союзниках в Европе и поддержали проведение реформ. Демонтаж оборудования по репарациям прекратился. Началась приватизация. Разрешался экспорт германской продукции (уголь, кокс, лес, железный лом) в другие страны. Но вместо денег внутри страны использовались кофе и сигареты, а за продуктами горожане ездили с промышленными товарами в сельскую местность. Что-то похожее было и в «нашей деревне» в конце Гражданской войны до принятия новой экономической политики.
Людвиг Эрхард отменил действовавшие предписания и с 21 июня 1948 г. в стране был отменен государственный контроль за ценами на большинство товаров. Был проведен обмен старых денег на новые марки, но по разным курсам для разных групп населения. В СССР, кстати, денежная реформа проводилась в декабре 1947 г.
В Германии, однако, не было «шоковой терапии», как в России в 1992 г., так как государство принимало жесткие меры против установления завышенных цен, опубликовало каталоги так называемых уместных цен. А немцы — народ законопослушный. Сохранялись дотации и твердые цены на уголь, сталь, чугун, удобрения, газ и электроэнергию. Конвертация марки в валюты других стран находилась под контролем до 1961 г.
«Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок… Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее», — отмечали зарубежные наблюдатели.
Никакого особого «чуда» не произошло. Один старый фашистский «орднунг» («порядок») был разрушен. Появился новый либеральный «орднунг», или «ордолиберализм». В свое время Гитлер поручил Герингу решить вопрос с «зайцами» в общественном транспорте. Геринг остановил первый попавшийся трамвай. Все безбилетники были расстреляны на месте. С тех пор вся Германия ездит с предусмотрительно купленными билетами. Людвиг Эрхард вместе с Конрадом Аденауэром указали немцам новое направление движения, по которому им следует маршировать. Немецкий национальный характер — это и есть главное «немецкое чудо». Уже к 1950 г. цены снизились, а производительность труда и заработная плата выросли. Сверхурочный труд налогами не облагался.
Немцам помогла Корейская война (1950–1953), в ходе которой они стали выполнять заказы США на военную технику и резко увеличили экспорт. Правительство лицензировало импорт, поддерживало экспорт. В торговом балансе появилось активное сальдо. По Закону об инвестиционной помощи предприятия страны покупали государственные облигации, а полученные ресурсы позволили модернизировать угольную и металлургическую промышленность, энергетику. Резко возросло производство потребительских товаров. С середины 1950-х гг. начался экономический рост, продолжавшийся до конца 1960-х гг. В условиях почти полной занятости Германия стала привлекать рабочую силу из Югославии, Италии и Турции. Умело проводилась конверсия военных заводов, переобучение рабочей силы. В сельском хозяйстве основная часть юнкерских угодий перешла в руки средних и мелких собственников.
Мощно развивались автомобильная промышленность, производство бытовой техники. Строились автобаны, развивался автомобильный туризм. Выросли зарплаты, пенсии. Рабочие вошли в советы директоров (1951). Возникла развитая система социального страхования. Развернулось строительство бесплатного социального жилья за счет самых разных источников средств. С 1953 г. в год строилось около 500 тысяч квартир. Семьям с детьми предоставлялись дома с приусадебными участками при уплате 30 % стоимости и предоставлении беспроцентного кредита. Государство и местные органы власти минимизировали свои бюджеты. Гибкой была налоговая и финансовая политика.
Основой рынка в Германии стал мелкий и средний бизнес. В стране сформировался средний класс, или mittelstand, как говорят сами немцы. Государство последовательно поддерживает мелкие и средние предприятия, а не только говорит об этом.
Людвиг Эрхард умело объяснял народу смысл экономической политики правительства, считал главными факторами «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелую политику правительства». Для него были важны и рыночная эффективность, и социальная справедливость. Будучи сторонником свободного рынка, он отводил в нем организующую роль государству. Рациональное распределение общественного дохода в Германии не оплевывали ссылками на персонажей вроде Шарикова («все отнять да разделить»). Немецкие руководители не создавали преференций для своих, не позволяли пилить государственный бюджет, не занимались откатами. И за двенадцать лет Германия от полной разрухи пришла к лидерству в мировой экономике. Неужели В. В. Путин никогда не слышал про Л. Эрхарда и К. Аденауэра?
На протяжении XX в. западным странам удалось сохранить свое лидерство, принять «вызов СССР» и ответить на него только благодаря глубоким, содержательным изменениям в фундаментальных основах организации жизни. В экономике произошел переход от войны «всех против всех», сочетания дикого хаоса с не менее диким монополизмом к смешанной модели с преобладанием мелкого и среднего бизнеса и регулирующей, организующей ролью государства. В социальной сфере восторжествовали идеи социального государства, социальной ответственности бизнеса, солидаризма, понимание того, что англичане, американцы, датчане, немцы, французы и прочие не могут не то что умирать с голоду, но и не должны жить плохо. Западные стандарты жизни абсолютного большинства населения в странах «золотого миллиарда», жизнь в рамках евростандарта стали самым крупным достижением в развитии человечества к концу XX — началу XXI в. В политической сфере демократия перестала быть пустым звуком. Тирания, диктатура, авторитарные и тоталитарные методы управления, откровенное насилие, мошенничество, произвол, коррупция вышли из моды. Американцы, англичане, датчане, немцы, французы и прочие в своей основной массе готовы работать и головой, и руками, но не желают, чтобы их считали болванами и обращались с ними, как с быдлом. Потому что в духовной сфере самой большой ценностью стал сам человек, его права и свободы, его стремление прожить свои восемьдесят лет на этой грешной земле так, чтобы это не было мучительно. Точка!
И неважно, кто первый сказал «мяу», что надо жить по-другому. Важно, что эти люди были услышаны, а их творческий потенциал востребован и реализован.