Губернская реформа. Генеральное межевание земель
Важнейшим мероприятием, содействовавшим укреплению государственной власти, стала губернская реформа. К ее осуществлению приступили в 1775 г., когда Крестьянская война еще продолжалась. Областное деление России, каким оно было к середине XVIII столетия, в основных чертах сложилось в петровское время, когда учреждены были 11 губерний. В последующие годы число их увеличено было до 20, но административное управление на местах нуждалось в совершенствовании, недостаток коллегиальности на местах существенно затруднял функционирование власти. Одной из целей областной реформы было как раз устранение этого недостатка и установление единообразия в системе управления. Теперь вся Россия территориально поделена была на 50 губерний. В основу деления положена была численность населения. Она должна была составлять 300–400 тыс. человек. Губерния делилась на уезды с населением от 20 до 30 тыс. душ. Такое деление в территориальном плане не было идеальным; так как плотность населения была разной. В центральных районах она была существенно выше, чем на окраинах, поэтому и площадь губерний весьма различалась. Так, все Северное Причерноморье составляло одну губернию. При этом не учитывались и национальные особенности.
Управление губерниями строилось по определенному стереотипу. Во главе стояли назначенные императором губернатор и его заместитель – вице-губернатор. Когда речь шла о губерниях столичных, или имевших важное стратегическое значение, то во главе стоял генерал-губернатор, под командование которого попадали и расположенные здесь воинские подразделения. Иногда под властью генерал-губернатора объединялось несколько губерний.
Исполнительным органом было губернское правление. В его состав входила Казенная палата, ведавшая финансовыми делами. Приказ общественного призрения занимался делами школ, больниц, приютов и проч. Судоустройство носило сословный характер. Во главе уездной администрации стоял капитан-исправник, избираемый дворянами уезда и утвержденный высшими инстанциями. Судебные органы были разделены на три инстанции: в уездных городах для дворян уездный суд, для городского населения – городовой магистрат, для крестьян уезда – нижняя земская расправа. В губернских городах учреждались: для дворян – верхний земский суд, для городского населения – губернский магистрат, для крестьян – верхняя земская расправа. Во главе всех административных учреждений стояли лица дворянского звания. Унифицированные таким образом территориальное деление и управление губерниями, существенно усиливали распорядительную власть, стали ступенью ее дальнейшей централизации.
Одной из существенных особенностей областной реформы стало привлечение к непосредственному управлению на местах дворянства, что должно было способствовать его единению вокруг царствующей персоны. Этому способствовала политика, направленная на максимальное удовлетворение сословных интересов дворянства. Составными частями этой политики следует считать упрочение монополии дворян на владение землей и крепостными, требование безусловного повиновения их своим господам.
Упрочение и расширение дворянского землевладения, его упорядочение призвано было осуществить Генеральное межевание земель. Задачу эту попыталось решить еще правительство Елизаветы Петровны. Подготовлены были нормативные документы, согласно которым земля считалась принадлежностью владельца лишь тогда, когда представлялись соответствующие документы, подтверждающие такое право, которое было прерогативой только дворянина. Но многие дворяне по тем или иным причинам таких документов не имели. В условиях увеличения ценности земли имели место случаи массового расхищения казенных земель, земель, принадлежащих кочевым народам Заволжья. Поэтому в то время дворянство, по-существу, саботировало проведение этого мероприятия. За годы царствования Елизаветы Петровны были обмежеваны земли лишь Московского уезда. В 1765 г. Генеральное межевание было возобновлено, но уже на принципиально иной основе. Теперь, при отсутствии соответствующих документов на право владения, достаточно было свидетельства двух дворян, подтверждающих это право. Была организована особая «комиссия о генеральном межевании» и издан был специальный манифест, а также приложенные к нему «Генеральные правила», являвшиеся основой специальных инструкций для непосредственного осуществления намеченного. Все это должно было подчеркнуть важное государственное значение, которое придавалось этой мере.
Генеральное межевание, осуществляемое в масштабах всего Российского государства, стало одним из самых значительных мероприятий государственной власти. Однако вышеназванные принципы, на которых оно теперь проводилось, привело к массовому расхищению земель, прежде дворянам не принадлежавших. Помещик получил теперь возможность «на законном основании» такие земли присвоить. Генеральное межевание сопровождалось также и массовой распродажей казенных земель за чисто символические суммы. Так, в малонаселенных местах за десятину черноземной пашни или векового строевого леса помещик уплачивал всего 5 копеек – в сотни раз ниже действительной цены. В 1766 г. издается указ, который предписывал продавать помещикам даже засечные земли. Особенно энергично осуществлялась такая распродажа в Среднем и Нижнем Поволжье, на юге черноземного центра. Здесь большая часть земель попала в руки титулованной знати.
Генеральное межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Вместе с планами и межевыми книгами материалы межевания содержали экономические примечания к описанию поместий, с занесенными в них сведениями о числе душ, о формах феодальной эксплуатации (барщина, оброк), а также экономико-географические данные о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и проч. Сведения эти представляют важнейший источник для изучения социальной и экономической истории России того времени.