Жалованные грамоты дворянству и городам
Документом, сводившим воедино все привилегии и льготы дворянства, и расширяющим его сословные права, стала так называемая Жалованная грамота дворянству (1785). Здесь, наряду с закреплением основных прав дворян: монопольным правом владения землей и крепостными, правом распоряжаться своим имением, подтверждалось «дозволение службу продолжать и от службы просить увольнения». Декларировано было право учреждать у себя в имении «фабрики и заводы», с ведома губернатора заводить ярмарки и торги, право оптом продавать, «что у них в деревнях родится, или рукоделием производится». Благородный освобождался «от личных податей», его дом освобождался от постоя. Дворянин освобождался от телесных наказаний и мог быть подвергнут лишь «суду равных себе», т. е. суду сословному.
В целях консолидации дворянства на местах и привлечения его к управлению, утверждались его корпоративные права. «По позыву и дозволению генерал-губернатора или губернатора раз в три года собирать губернское дворянское собрание», т. е. объединяться в дворянские общества на уровне губернии, где решались сословные нужды, и избирать губернского предводители дворянства. Выборы проходили под контролем губернатора. Причем, процедура выбора губернского предводителя осуществлялась таким образом: уездные предводители дворянства рекомендовали губернатору две кандидатуры и он, по своему усмотрению, делал выбор. Также раз в три года собиралось уездное дворянское собрание, на котором тайным голосованием избирались уездный предводитель дворянства и капитан-исправник, ведающий административными и полицейскими делами. Дворянская же корпорация в российском масштабе учреждена не была – этим исключалась возможность существования альтернативной власти.
Дворянские общества получали право делать представления о своих нуждах губернскому начальнику, выше – Сенату, а в случае особой необходимости и царствующей персоне. Наконец, дворянскому собранию предоставлялось право лишать дворянского звания тех, кто оказывался его недостойным, что должно было подчеркнуть избранность тех, кто его носил, способствовать возвышению чести дворянина.
Вместе с тем предусматривались определенные ограничения, но они касались лишь части дворянства. Дворянам, не владеющим деревней и не достигшим возраста 25 лет, на собрании присутствовать разрешалось, но голоса они не имели. Для получения активного избирательного права дворянину необходимо было иметь обер-офицерский чин, что должно было стимулировать дворянскую службу. Быть избранным мог быть дворянин, имеющий годовой доход не менее 100 рублей.
Таким образом, Жалованная грамота подтверждала статус дворянства как первого сословия в государстве. Она способствовала сплочению этого благородного сословия вокруг царствующей особы, а также привлечению его в еще большей мере к участию в местном управлении и суде, где все государственные должности предоставлялись только дворянам. Как следствие этих мер было отсутствие в период царствования Екатерины II со стороны дворянства сколько-нибудь серьезной оппозиции царствующей персоне и государственной власти. Время Екатерины II стало именоваться «золотым веком российского дворянства».
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству опубликована была Жалованная грамота городам (1785). Еще в «Наказе» Екатерины II Уложенной комиссии городские слои населения названы были «третьим сословием», вслед за дворянством и духовенством. «Жребием» для него определены были, прежде всего, промышленность и торговля. Основной смысл Жалованной грамоты городам и состоял в способствовании реализации этого основополагающего принципа. Средством для этого было расширение в городах самоуправления, что являлось продолжением политики по отношению к городу, осуществляемой еще Петром I.
Самоуправление призвано было, во-первых, способствовать развитию в городе промышленности и торговли и, во-вторых, защитить город от самоуправства со стороны чиновников, если они преследовали свои корыстные интересы. С этой же целью упорядочивалась и судебная система, но только в области гражданского судопроизводства. Однако при всем этом жизнь города должна была оставаться под контролем административной власти.
Все городские жители делились на шесть разрядов. Преобладающую часть населения составляли цеховые ремесленники и «посадские, которые промыслом, рукоделием или работой кормятся». Право голоса и пассивное избирательное право имели только лица, обладавшие капиталом не ниже 5 тыс. рублей и достигшие 25 лет. Имущественный ценз, владение недвижимостью и т. п. становились главным критерием для определения степени прав и привилегий. Так, именитые граждане, купцы, объявившие капитал свыше 50 тыс. рублей, банкиры (соответственно не менее 100 тыс. рублей), а также городская интеллигенция: архитекторы, живописцы, ученые – все они освобождались от телесных наказаний. Рекрутская повинность заменялась взносом 1 % от размера объявленного капитала. Именитые граждане в третьем поколении получали возможность возбуждать ходатайство о присвоении им дворянского звания.
Структура городского управления, согласно Жалованной грамоты, отличалась большой сложностью, что было обусловлено пестротой городского населения, многообразием его занятий, глубоким имущественным неравенством отдельных его слоев.
Во главе управления официально стояло «Собрание градского общества». Оно созывалось один раз в три года. На нем избирались ответственные лица: городской голова, бурмистры, заседатели магистрата и заседатели совестного суда.
Главным исполнительным, постоянно действующим органом была Шестигласная (по числу разрядов городского населения) дума. В состав Шестигласной думы входили упомянутый городской голова и шесть гласных – по одному из каждого разряда. Судебные и административные функции выполняли Губернское правление и городовые магистраты. Такая структура позволяла привилегированной части сосредоточить в своих руках рычаги непосредственного управления, она отразила неравенство в правах и обязанностях представителей отдельных групп.
Жалованная грамота, данная городам, свидетельствовала об усилении буржуазных элементов в России второй половины XVIII в., об увеличении их роли в жизни общества и о понимании правительством необходимости активного стимулирования развития экономического потенциала страны. Объективно это способствовало экономическому развитию города, формированию здесь буржуазных отношений.
Упомянутые меры, в известной степени, способствовали также упрочению элементов общественной стабильности.