Цусимская трагедия
Заключительным трагическим аккордом боевых действий в Русско-японскую войну стало уничтожение эскадры русского флота (командующий адмирал З.П. Рожественский), совершившей полукругосветное путешествие из далекой Балтики в Японское море в помощь Тихоокеанской эскадре, блокированной японцами в бухте Порт-Артура.
Переход эскадры проходил в условиях скверной организации. Еще в Северном море ею были расстреляны в упор английские рыболовные суда, принятые за японские боевые корабли. (Россия за этот инцидент выплатила Англии 650 тыс. золотых.) Одна за другой следовали поломки судов. Не было системы в подвозе немцами (по договору) угля для кораблей. У Мадагаскара стало известно о сдаче Порт-Артура. Команды на возвращение не поступило и тяжеловесная, медленная, с измученными болезнями и жарой матросами, эскадра продолжила путь в Корейский пролив.
Японская разведка точно информировала свое командование о продвижении русского флота. В ночь перед Цусимским сражением командованием русской эскадры была проявлена беспечность: не были выключены огни на двух госпитальных судах, что безошибочно ориентировало японцев о перемещении кораблей.
В конце мая 1905 г. вытянутая в линию русская эскадра вошла в пролив Цусима. Японцы заранее удобно расположили свои корабли в нескольких милях от предполагаемого места ее прохода. Расчет был точным. Наши корабли уничтожались из орудий по цепочке, один за другим. Затем японцы пустили в дело торпедные катера. Русская эскадра, как организованная боевая сила, перестала существовать. Цусимское сражение было проиграно русскими: из 30 боевых кораблей эскадры удалось вырваться только 6. Это было первое серьезное поражение флота России за всю его 200-летнюю историю. Вице-адмирал Рожественский, получивший пять ранений, попал в плен. По возвращении в Петербург потребовал суда над собой (хотел очиститься от обвинений), но виновным признан не был (из уважения к пролитой в бою крови).