Культура Древней Индии
Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы.
Древнейшие из них – Веды – не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме.
Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и олкованию священных ведийских текстов, привело в конечном счете к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология.
На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика.
Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений над небесными светилами, а строительство сложных алтарей – геометрических познаний. Так, уже в позднеиндийской литературе появились зачатки наук.
Тысяча гимнов «Ригведы», а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция – две поэмы, «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов.
Ко второй половине I тыс. до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки, и таким образом, уже в III в. до н. э. обладали авторитетом. Канон называется «Типитаки», что буквально значит «Три корзины».
В первой из «корзин» содержались «уставы» – правила поведения монахов и монахинь. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии.
С исторической и литературной точки зрения наиболее интересны сочинения, входящие в среднюю «корзину».
Они содержат сборники изречений Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях.
Из произведений научной и дидактической литературы следует упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини примерно в IV в. до н. э.
Расцвет древнеиндийской культуры в первые века новой эры выражается в развитии самых разнообразных светских литературных жанров. К периоду правления Чандрагупты II относится творчество крупнейшего драматурга Калидасы.
Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом.
Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II–I вв. до н. э.
С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских легенд.
Едва ли не древнейшими памятниками индийской скульптуры являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки.
Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте. Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени.
Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий.
Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находятся и на Шри-Ланке.