Современный социальный консерватизм
Альтернативный общенациональный проект предлагает новое поколение консерваторов. Окончательно отказавшись от либертарного пафоса, современные правоцентристские партии выступают в поддержку принципов культурного национализма в сочетании с умеренным социальным патернализмом.
Показательную эволюцию претерпели программные установки Республиканской партии США. Победа на выборах 2000 и 2004 гг. Дж. Буша-младшего во многом была обеспечена ставкой на те идеи, которые традиционно защищали противники республиканцев из Демократической партии, – усиление государственного регулирования в сфере образования и медицины, защита окружающей среды, решение проблем иммигрантов, женщин, молодежи. Буш емко назвал свои воззрения «сострадательным консерватизмом». «Я убежден, что консервативная философия – это философия сострадания, освобождающая каждую личность для максимальной реализации своего потенциала, – утверждал он. – Наша страна должна быть процветающей. Но процветание должно иметь цель – надо сделать так, чтобы американская мечта затронула каждое готовое к этому сердце. Цель процветания – это никого не оставить в стороне… никого не оставить позади».
Возрождение традиций социал-консервативной идеологии не рассматривается американскими республиканцами в качестве шага к воссозданию «государства благосостояния». Целью своей политики они провозглашают достижение национального единства, пробуждение «национального духа», укрепление общественной морали. Большое значение придается пресечению сексуальной вседозволенности, осуждению гомосексуализма и порнографии, ограничению практики абортов, ужесточению контроля над употреблением спиртных напитков молодежью, борьбе против наркомании. После трагических событий 11 сентября 2001 г. консервативную Америку захлестнула волна патриотических настроений. Несмотря на сомнительные результаты «антитеррористической войны», идея «ответственности за судьбы мира» стала преобладающей в умонастроениях американского общества. Как заметил С. Хантингтон, «в начале нового тысячелетия американские консерваторы приняли идею Америки как империи и согласились с тем, что предназначение США– перестраивать мир в соответствии с американскими ценностями».
Европейские правоцентристские партии не апеллируют к великодержавным идеям, но не менее активно выступают за укрепление общественной морали, возрождение культурных традиций и формирование на этой основе современной национальной идеологии. Все большую значимость приобретает в связи с этим деятельность католической церкви.
Избрание на Святой престол в 1978 г. польского кардинала Й. Войтылы, под именем Иоанна Павла II, открыло новую эпоху в истории католицизма. Критикуя тоталитарные и неолиберальные идеологические проекты как причину духовного порабощения человека, Иоанн Павел II призывал к возрождению религиозно-нравственных основ общественной жизни. Он подчеркивал, что нигилизм и циничность создают иллюзию вседозволенности, но в действительности лишь разрушают человеческую личность. Вера же подразумевает понимание человеком собственной ответственности, а поэтому открывает путь к деятельному, позитивному участию человека в преобразовании общества.
Огромное значение Иоанн Павел II придавал идее экуменизма – духовного единства всех христианских конфессий. Он считал, что в рамках экуменического диалога необходимо перенести акцент с теологической полемики на проблемы оздоровления общества – усиление роли христианства в защите прав и достоинства человека, укрепление нравственных основ общественной и частной жизни, сохранение семейных ценностей, решение экологических проблем, урегулирование межнациональных конфликтов, преодоление угрозы войны и терроризма.
В 2005 г. Папой Римским, под именем Бенедикта XVI, был избран немецкий кардинал Й. Ратцингер, что продемонстрировало усиление консервативных настроений в католической среде. Он не раз заявлял о непримиримой позиции церкви по вопросам абортов и эвтаназии («смерти из милосердия»), однополых браков. Бенедикт XVI выступил с критикой современной государственной политики, считая, что под прикрытием идеи свободы европейское общество перешло к агрессивному секуляризму: «Мир политики следует своим законам и идет своим путем, исключив Бога, как не имеющего отношения к нашей жизни. То же самое происходит в мире коммерции, экономики и в частной жизни. Бог остается в тени. Но общество, абсолютно исключающее Бога из своей жизни, разрушает само себя. Настало время признать, что человеческую свободу можно пережить лишь как свободу, разделенную с другими в общей ответственности».